Закон о свободных экономических зонах рф



Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

3 июня, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 25 декабря 2009 г., 1, 18 июля, 7, 28, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 4 марта, 23 июля 2013 г., 23 июня, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 18 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 июля 2005 года Президент РФ подписал Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», устанавливающий правовой режим особых экономических зон в РФ, порядок создания особых экономических зон и прекращения их существования, а также особенности осуществления предпринимательской деятельности на их территории.

Целью создания особых экономических зон является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, а также развитие транспортной инфраструктуры.

Предусмотрено создание двух типов особых экономических зон. Могут создаваться промышленно-производственные особые экономические зоны с площадью не более 20 квадратных километров и технико-внедренческие особые экономические зоны с площадью не более 2 квадратных километров.

На территории особой экономической зоны не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, металлургическое производство и переработка металлолома, производство и переработка подакцизных товаров.

Особая экономическая зона может быть создана сроком на двадцать лет. Этот срок не подлежит продлению. Предусмотрены случаи досрочного прекращения существования особой экономической зоны.

Управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять соответствующие функции, и его территориальные органы.

Резидентами особых экономических зон признаются коммерческие организации и предприниматели, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В соответствии с нормами закона о таможенном режиме особых экономических зон иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2005 г. N 162, в «Парламентской газете» от 3 августа 2005 г. N 134, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3127

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.

Названные изменения вносятся в главы 6 — 6.2 (ст.ст. 22 — 31.20), признанные утратившими силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Особые экономические зоны — это ограниченная область территории в определенных регионах, которые имеют специальный, отличающийся от других статус по сравнению с другими областями. Такие территории также отличаются выгодными экономическими условиями для гражданских и иностранных предпринимателей. Создание подобных зон призвано решить определенные задачи — от общеэкономических до научно-технических. Рассмотрим подробнее, что говорит Федеральный закон 116, регулирующий ОЭЗ, и каким изменениям он подвергся при последней редактуре.

Описание Федерального закона 116

12 лет назад, 22 июля 2005 года был опубликован для ознакомления Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон регламентирует формирование и управление деятельностью особых зон.

Законопроект включает в себя 10 глав и 41 статью:

  • общие положения, описывающие цели и условия формирования ОЭЗ и существующие типы особых экономических зон;
  • формирование и расформирование ОЭЗ;
  • осуществление управления данными видами территорий;
  • законодательное положение коммерческих организаций, ИП особых экономических зон;
  • договор об исполнении различной деятельности — промышленной, технической, туристической, портовой;
  • процедура и порядок обеспечения земельными участками, а также пользование ими;
  • использование таможенной процедуры в ОЭЗ;
  • гарантии, предлагаемые резидентам ОЭЗ;
  • заключительные положения.

В ходе внесения корректировок в предыдущих редакциях главы 6, 6.1, 6.2, а также статья 17 утратили свою правовую силу.

Последние изменения были внесены 3-го июля 2016 года, дополнения и поправки вступили в силу 1-го января 2017 года. Также уже подготовлена новая редакция от 18-го июля 2017 года, в законную силу вступит 1-го ноября.

Скачать ФЗ об ОЭЗ

ФЗ об экономических зонах определяет формирование благонадежного инвестиционного климата на территории Российской Федерации и положительных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Решение задач, которые ставит перед собой настоящий законопроект, призваны повысить общий экономический потенциал страны, путем создания особых экономических зон.

Для лучшего понимания действующих положений следует ознакомиться с актуальным содержанием закона. Скачать Федеральный закон 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями и поправками можно по ссылке.

Изменения, внесенные в закон о свободных экономических зонах РФ

Как оговаривалось ранее, последние корректировки были внесены 3-го июля 2016 года, дополнения и поправки вступили в силу 1-го января 2017 года. А 1-го ноября того же года вступит в силу новая редакция от 18-го июля 2017 года.

Рассмотрим подробнее те статьи закона об особых экономических зонах, что изменились 1-го января 2017:

Статья 9

Статья, состоящая из 10 частей, определяет, кто является резидентом для различных типов особых экономических зон. Фактически это коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Изменения коснулись части 6, в связи с чем она была укорочена. По ней значится, что федеральная служба исполнительной власти информирует таможенные и налоговые органы об осуществлении регистрации резидента ОЭЗ в течение 3-х дней с момента осуществления данной процедуры.

Также изменениям была подвергнута часть 10 статьи. Она в свою очередь сообщает, что об утрачивании резидентом своего статуса федеральная служба исполнительной власти обязана сообщить в течение 3-х дней в таможенные и налоговые органы.

Из обеих частей была убрана обязанность также сообщать о данных инцидентах в ПФР и ФСС, осуществляющие контроль за страховыми выплатами, если к резиденту применялись тарифы по пониженной ставке.

Статья 32.1

Статья рассказывает о ключевых принципах установления ограниченного права использования чужого объекта в земельных отношениях для строительства или эксплуатирования зданий особых экономических зон. Ее содержание включает в себя 16 частей. Изменениям подверглась часть 15.

Согласно этой части сервитуты, кроме тех, что установлены на одногодичный срок, подлежат госрегистрации. Госрегистрация осуществляется по Федеральному закону №218 «О госрегистрации недвижимости», который заменил действующий ранее закон 122-ФЗ. Процедура производится при помощи подачи заявления субъектом, который заинтересован в установлении сервитута. Подача заявления осуществляется без нотариально заверенной доверенности от правообладателя земельного участка, на котором значится сервитут.

Статья 37

Данное положение рассказывает о принципах прохождения таможенной процедуры особых экономических зон. Оно состоит из 31-ой части, а корректировки коснулись 27-ой части последнего пункта 5.

Чтобы товары были признаны товарами Таможенного союза ЕАЭС, резидент особой экономической зоны обязан направить в соответствующие таможенные органы заявление в письменной форме, к которому прилагаются следующие документы с информацией о:

  • резиденте — коммерческой организации или ИП;
  • исполнении вышеуказанным лицом условий ведения деятельности на территории ОЭЗ;
  • размещении товаров под таможенную процедуру;
  • введении в использование оборудования, если документ подается по поводу оборудования;
  • занесении записи о праве собственности резидента на недвижимость в ЕГРНвместо ЕГРП, если поданный документ был написан по поводу товаров, которые были использованы для строительства объектов недвижимости на территории ОЭЗ.

Изменения в новой редакции, не вступившей еще в законную силу, касаются статьи 4. Статья раскрывает типы особых экономических зон и состоит из 6 частей. Изменения были внесены в часть 2.2.

Типология особых экономических зон делится на — промышленную, техническую, туристическую и портовую. Последний тип свободной экономической зоны формируется в областях, которые соседствуют с морскими, речными портами, прилегают к аэропортам и включают в себя части территорий/акваторий морских, речных портов и аэропорта. Эти территории способствуют интернациональному сообщению с заграницей.

Портовые свободные экономические зоны формируются на земельных участках, которые предназначены для строительства и использования предметов инфраструктуры морского, речного порта, аэропорта. Данные экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы для обслуживания пассажиров, например, используемые для посадки или высадки людей с судов.

§ 5. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Интернационализация хозяйственной жизни, стремление к более эффективному использованию преимуществ международного разделения труда привели к созданию во многих странах особых экономических зон. Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.

В КНР был принят ряд нормативных актов, определяющих статус таких зов, целью образования которых было обеспечение более благоприятных условий для привлечения и использования иностранных капиталовложений, создание режима инвестиций, отличающегося от режима, установленного в остальной части КНР.

Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун предусматривалось, что «в особых зонах иностранцам, китайцам, проживающим за границей, соотечественникам из Гонконга в Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью создания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью» (ст. I). Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью

принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые налоговые льготы (ст. 13), полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. В отношении зон сознается как бы «зона свободной торговли»: вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и «соотечественников из Гонконга и Макао»; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, но устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.

В целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны. В них устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

В Российской Федерации были приняты положения о 12 свободных экономических зонах (СЭЗ). Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке, специальное постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности о создании свободной экономической зоны «Сахалин» (постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.- Ведомости, 1991, № 22, ст. 793), о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Зеленограде (распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1991 г.- Ведомости, 1991, № 21, ст. 766), о статусе зоны «Янтарь» в Калининградской области (постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г.). Постановления о зонах общего характера принимались Верховным Советом РСФСР 14 июня 1990 г. и 13 сентября 1990 г., ряд постановлений принимался также правительством Российской Федерации. 4 июня 1992 г. президентом Российской Федерации был принят указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации». Этим указом была предусмотрена подготовка закона «О свободных экономических зонах в Российской Федерации». Законы о свободных экономических зонах были приняты в Казахстане, на Украине.

Любая экономическая зона независимо от места ее расположения и цели ее создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для облегчения создания совместных предприятий в СЭЗ должны быть возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации совместных предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т. п.). Создание таких возможностей осуществляется путем делегирования правомочий центральным органам. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

— упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в свободной экономической зоне;

— льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициям облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

— пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

— особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

— упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

Правовой режим и условия хозяйственной деятельности совместных предприятий, включая порядок их налогообложения на территории СЭЗ, определяются Законом об иностранных инвестициях и конкретными положениями о СЭЗ.

Указанный принцип установлен указом президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. Существенное изъятие было сделано этим указом в отношении условий хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа морской экономической зоны. Эти условия, как указано в этом указе, определяются соответствующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации (п. 7 указа).

К числу этих актов относятся Закон Российской Федерации о недрах от 21 февраля 1992 г. Закон о концессиях (в случае его принятия) и другие акты.

Следует иметь в виду, что в отношении предприятий с иностранными инвестициями в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслях независимо от величины их уставного капитала установлено правило об их регистрации в Комитете по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской Федерации, вошедшем позднее в состав Российского агентства международного сотрудничества и развития.

В свободных экономических зонах в России совместные предприятия должны облагаться по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. Ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории России налоговых ставок для СП.

Экспортные пошлины на сырьевые товары, добываемые в счет квот, предусмотренных положениями о СЭЗ, устанавливаются в размере 50% от уровня, предусмотренного действующим экспортным тарифом по представлению администрации СЭЗ (п. 5 указа президента от 4 июня 1992 г.).

Свободные экономические зоны были созданы в ряде государств, входивших ранее в состав Советского Союза (Туркменистане, Литве).

Свободные экономические зоны в РФ: проблемы функционирования

г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь ок. 4600 кв. Км

Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км

Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе — легкая промышленность.

Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая пере работка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм.

Преимущества региона для создания свободной экономической зоны

1. Выгодное экономико-географическое положение: близость от крупнейших центров АТР, фактически сложившаяся «монополия» Находки на внешнюю торговлю России со странами региона.

2. Развитая транспортная инфраструктура — крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали.

3. Наличие некоторого промышленного потенциала города.

4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства.

5. Опыт внешнеторговой деятельности.

1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой.

2. Наличие незамерзающего морского порта.

3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов).

4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений.

5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК).

6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы).

7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ «Янтарь»).

Недостатки региона для создания свободной экономической зоны

1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки).

2. Удаленность от центральных районов России, высокие транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов.

3. Неразвитость АПК и легкой промышленности.

4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов.

5. В перспективе возможна конкуренция местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе, севеверо-восточным провинциям Китая.

1. Использование для военных нужд большей части территории, высокая степень милитаризованности промышленности.

3. Узкая специализация на рыбной промышленности (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышлен-

4. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного оборудования, повышенная энергоемкость хозяйства.

5. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции

(более 70% вывоза).

6. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры.

7. Дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%).

8. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны Балтии, в перспективе — новый российский порт в Финском заливе) для обслуживания экспортно-импортных потоков грузов.

Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России — может быть положительным. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы; разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ; организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны; взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон; возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе; создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета; предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, чтопроблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

Список литературы Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 «О создании зон свободного предпринимательства». Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 «О создании зон свободного предпринимательства». Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. «О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны». Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации». Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 «О создании зоны свободной торговли «Шереметьево». Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 «О свободных таможенных зонах «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Терминал». Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах». Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 «О внесении дополнений в постановление ВС РФ «О введении в действие закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 «О некоторых мерах по развитию СЭЗ «Находка». Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 «О Калининградской области». Конституция Российской Федерации, 1993 г. 17. Постановление Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740 «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики». Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 «Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона — Кавказских Минеральных Вод». Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности». Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. — Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. — Деловые люди, 1994, N 3, c.44-46. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. — Деловые люди, 1994, N 3, c.48-50. Глуховский М. СЭЗ «Находка»: иллюзии и реальность. — Деловые люди, 1994, N 3, c.53-54. Стулов А. Балтийский «Янтарь». — Деловые люди, 1994, N 3, c.57-58. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? — Коммерсантъ, 1994, N 28, с.40-45. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. — Российский экономический журнал, 1995, N 11, с.34-44. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. — Биржевые ведомости, 1995, N 1-2, с.8. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. — БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2. Савин В. О

5. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это особая территория государства, создаваемая с целью привлечения иностранного капитала на более льготных условиях.

Решение о создании СЭЗ принимают государственные органы. В первую очередь важно правильно выбрать место расположения зоны. При этом учитываются следующие факторы:

1) уровень экономического развития страны, текущие и перспективные задачи экономической политики;

2) специфика географического положения территории, где предполагается создать зону;

3) особенности отраслевой структуры местной экономики, возможности развития внешнеэкономических связей;

4) сравнительно небольшая территория с четко обозначенными границами.

Цели создания зон и способы предоставления льгот отличаются, что позволяет говорить о различных видах СЭЗ. Так, в СЭЗ могут предусматриваться льготы по общегосударственных (централизованным) налогам и по региональным.

Зоны могут иметь разную «специализацию». Например, свободные таможенные зоны, либо зоны свободной торговли – это особые беспошлинные торговые складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственной границы. Преференциальный режим в этих зонах основан на отмене либо смягчении таможенных пошлин.

Свободные экспортно-промышленные зоны – это территориальный «анклав», призванный задействовать конкурентные преимущества дешевизны местных трудовых ресурсов, привлекать иностранные инвестиции в отрасли, работающие на внешние рынки. Преференциальный режим включает налоговые льготы, таможенные льготы, льготы в кредитовании, льготные рентные платежи.

Свободные банковские зоны – зоны, которые представляют собой обособленные сектора финансовой системы, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих в особо льготных условиях. Преференциальный режим включает налоговые льготы, контроль Центрального банка на льготных условиях, наиболее свободный режим банковской деятельности.

Свободные технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы) – это зоны, в которых ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство.

Довольно распространенным явлением стало создание оффшорных зон, или оффшорных финансовых центров (ОФЦ). ОФЦ — это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория го­сударства), в пределах которой регистриру­ются компании иностранных резидентов, ко­торым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные на­логи либо полностью освобождаются от нало­гообложения и уплачивают лишь регистраци­онные и ежегодные пошлины. Компания, зарегистри­рованная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иност­ранной (по отношению к государству регист­рации) валюте.

В докладе Рабочей группы (Report of the Working Group on Offshore Centers) оффшорные финансовые центры были подразделены на три группы:

в первую группы вошли ОФЦ, которые в целом сотрудничают с оффшорными госу­дарствами и имеют достаточно высокий уро­вень надзора за финансовыми операциями, а также придерживаются при их проведении международных стандартов: Гонконг, Люксембург, Сингапур, Швейца­рия, Дублин (Ирландия), острова Гернси, Джерси, Мэн;

вторую группу составили те ОФЦ, на­циональное законодательство которых пре­дусматривает механизмы надзора за прове­дением финансовых операций, и которые осуществляют международное сотрудничество, однако их уровень и качество нуждаются в су­щественном улучшении: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуд­ские острова, Гибралтар, Лабуан, Макао, Маль­та, Монако;

к третьей относятся ОФЦ, имеющие низкий уровень ка­чества надзора за проведением финансовых операций, не участвующие в международном сотрудничестве с другими государствами, а также не стремящиеся придерживаться в сво­ей деятельности международных стандартов: Антилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы ост­рова, Маврикий, Науру, Нидерландские Ан­тильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Киттс и Невис, Сент-Лючия, Сент-Винсент и Гренади­ны, Западное Самоа, Сейшельские острова, Багамские острова, Терке и Кайкос, Вануату.

Таким образом, в свободных экономических зонах инвесторам предоставляется преференциальный режим, который включает в себя налоговые, таможенные, кредитные льготы для малого бизнеса, упрощенный порядок регистрации, создание специальных административных структур, занимающихся проблемами притока инвестиций. На территории практически всех свободных экономических зон предусматривается:

упрощенный порядок создания предприятий (сокращенные сроки регистрации, например от 1 до 3 дней);

льготы по налогообложению (упрощенный порядок предоставления финансовой отчетности, льготные ставки налогов и сборов);

льготный таможенный режим (свободный ввоз и вывоз продукции и оборудования для ее получения, упрощенный таможенный контроль);

льготный валютный режим (упрощенный валютный контроль, возможность расчетов между резидентами зоны в иностранной валюте).

В РФ в 2005 году был принят ФЗ «Об особых экономических зонах». Особые экономические зоны (ОЭЗ) – это часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Типы ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Изначально предполагалось, что зоны будут ограничены по размеру, например, промышленно-производственная – не более 20 кв. км, технико-внедренческая – не более 2 кв. км., и будут располагаться в рамках одного муниципального образования, не охватывая его полностью. Однако при внесении изменений в закон, в результате которых появились туристско-рекреационные, их площадь ограничена не была. Площадь портовой зоны – не более 50 кв. км., но она может располагаться на территории нескольких муниципальных образований.

Если промышленно-производственная и технико-внедренческая зона может быть создана где угодно, то туристско-рекреационная только на территории, где есть соответствующие возможности для туризма и оздоровления (например, минеральные источники), а портовые зоны – на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки судов, выполняющих международные воздушные перевозки. Портовые зоны образуются с целью создания только грузовых морских, речных или воздушных терминалов.

На территории особой экономической зоны не допускаются некоторые виды деятельности, например, разработка, добыча и переработка полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Решение о создании ОЭЗ принимает Правительство РФ, оформляет постановлением. Заявки на создание ОЭЗ подает субъект федерации совместно с муниципальным образованием с обоснованием целесообразности. Отбор заявок осуществляется на конкурсной основе.

ОЭЗ создается на 20 лет без продления срока, но возможно прекращение существования зоны до этого срока, например, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в течение 3 лет не заключено ни одного договора с резидентами или не начата ее резидентами соответствующая деятельность.

Управление ОЭЗ осуществляет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Для координации деятельности зоны создается наблюдательный совет. При чем в наблюдательный совет технико-внедренческой ОЭЗ могут входить представители образовательных и научно-исследовательских организаций.

Льготы и преимущества в ОЭЗ получают резиденты – индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, зарегистрированные администрацией зоны. Они заключают соглашения, вся их последующая коммерческая деятельность должна осуществляться на основе этого соглашения. Одной из основных обязанностей резидента промышленно-производственной ОЭЗ является осуществление капитальных вложений в размере не менее 10 млн. евро, из которых не менее 1 млн. должно быть внесено на момент обращения с заявкой. С резидентом заключается соглашение. Резидент не вправе передавать свои права и обязанности третьим лицам.

Для резидентов на территории зоны создается свободная таможенная зона, т.е. помещаемые в нее товары не облагаются таможенными пошлинами и НДС, в отношении них не действуют запреты и ограничения экономического характера.

Закон устанавливает две гарантии для резидентов зон – стабилизационная оговорка и разрешение споров в судебном порядке.

В настоящее время в РФ созданы следующие ОЭЗ:

1) две зоны – Калининградская и Магаданская существовали и раньше, после принятия закона они были преобразованы. Они установлены федеральными законами на территории субъектов федераций, а не муниципальных образований. Кроме того, там может осуществляться деятельность, которая законом об ОЭЗ прямо запрещена, например, добыча полезных ископаемых.

2) зоны, созданные постановлениями Правительства в соответствии с законом об ОЭЗ – промышленно-производственные на территории Елабужского района Республики Татарстан, Грязинского района Липецкой области; технико-внедренческие на территории г. Томска и г. Дубны (Московская область); туристско-рекреационные – города Ессентуки, Кисловодск, Железноводск и др. (Ставропольский край), Зеленоградский район Калининградской области, Иркутский район Иркутской области, города Туапсе, Сочи, Геленджик и др. (Краснодрский край) и др.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о