Казенное предприятие использует прибыль



Содержание страницы

тесты / Тест 1

1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (правоспособность) признается в равной мере за:

4-дееспособными и эмансипированными гражданами.

6. К правомочиям собственника не относится:

2. Дееспособность – это способность:

1-нести ответственность за преступления;

2-иметь обязанности и нести ответственность;

3-приобретать путем совершения действий обязанности и права;

7. Правомочие пользование означает:

1-возможность продать вещь;

2-возможность сдать вещь в аренду;

3-возможность извлечь из вещи полезные свойства;

4-возможность хранить вещь в своем хозяйстве.

3. Правоспособность физических лиц возникает:

2-достижения лицом 16 лет;

3-достижения лицом 18 лет;

4-регистрации новорожденного в ЗАГСе.

8. Субъектами права хозяйственного ведения являются:

4-муниципальное унитарное предприятие.

4. Объявление гражданина умершим возможно, если нет сведений о его пребывании в течение:

9. Казенное предприятие использует прибыль:

1-в соответствии с указаниями собственника;

3-в порядке, указанном в учредительных документах;

4-часть прибыли исходя из указаний собственника, часть самостоятельно.

5. Основанием ограничения дееспособности гражданина не может быть:

1-невыполнение родительских обязанностей;

2-употребление наркотических средств;

3-употребление спиртных напитков;

10. Отказ граждан от принадлежащих им прав:

1-влечет прекращение этих прав;

2-не влечет прекращения этих прав;

3-влечет прекращение судебной защиты этих прав;

4-возможно только в случаях, предусмотренных законом.

1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (правоспособность) признается в равной мере за:

4-дееспособными и эмансипированными гражданами.

6. К правомочиям собственника не относится:

2. Дееспособность – это способность:

1-нести ответственность за преступления;

2-иметь обязанности и нести ответственность;

3-приобретать путем совершения действий обязанности и права;

7. Правомочие пользование означает:

1-возможность продать вещь;

2-возможность сдать вещь в аренду;

3-возможность извлечь из вещи полезные свойства;

4-возможность хранить вещь в своем хозяйстве.

3. Правоспособность физических лиц возникает:

2-достижения лицом 16 лет;

3-достижения лицом 18 лет;

4-регистрации новорожденного в ЗАГСе.

8. Субъектами права хозяйственного ведения являются:

4-муниципальное унитарное предприятие.

4. Объявление гражданина умершим возможно, если нет сведений о его пребывании в течение:

9. Казенное предприятие использует прибыль:

1-в соответствии с указаниями собственника;

3-в порядке, указанном в учредительных документах;

4-часть прибыли исходя из указаний собственника, часть самостоятельно.

5. Основанием ограничения дееспособности гражданина не может быть:

1-невыполнение родительских обязанностей;

2-употребление наркотических средств;

3-употребление спиртных напитков;

10. Отказ граждан от принадлежащих им прав:

1-влечет прекращение этих прав;

2-не влечет прекращения этих прав;

3-влечет прекращение судебной защиты этих прав;

4-возможно только в случаях, предусмотренных законом.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Всеобщая формула капитала (или производства):

где Д – сумма денег, авансированная в производство товаров;

Т – товары, созданные в процессе производства;

Д¢ – вложенные в производство деньги (Д) плюс некоторое их приращение (DД, то есть прибавочный продукт, прибавочная стоимость, m).

Формула движения капитала, занятого в материальном производстве:

где Д – деньги, предназначенные для производства;

Т – купленные средства производства (СП) и рабочая сила (РС);

П – процесс самовозрастания стоимости (процесс производства);

Т´ – произведённые блага, включающие Т и прибавочный продукт (т);

Д´ – вложенные в производство деньги (Д) плюс их приращение (DД).

Формула движения торгового капитала:

где Д – деньги, вложенные торговцем в его деятельность (торговлю);

Т – товары, покупаемые у производителя и продаваемые торговцем;

Д¢ – деньги, вложенные в торговлю (Д) плюс их приращение (DД).

Формула движения ссудного капитала:

где Д – деньги, отданные в кредит (в ссуду);

Д¢ – деньги, возвращённые ссудному предпринимателю с процентом.

Формула общественной цены с учётом производства и торговли:

где ОЦП – общественная цена производства данного товара;

ИП – издержки (затраты) товаропроизводителя данного товара;

ИТ – издержки торговца, связанные с реализацией данного товара;

ПП – прибыль товаропроизводителя;

ПТ– прибыль торговца.

Формула определения числа оборотов капитала фирмы:

где n – число оборотов капитала в год;

0 – принятая единица времени (12 месяцев);

t – время оборота данного капитала.

Формула определения нормы амортизации:

где НА – норма амортизации основных производственных фондов;

А – сумма амортизационных отчислений;

К – среднегодовая стоимость ос­нов­ных фон­дов (основного капитала).

Формула стоимости товара (W):

где с – материальные затраты (затраты по­сто­ян­ного капитала);

v + m – добавленная (вновь созданная живым трудом) стоимость;

v – затраты на покупку рабочей силы (необходимый продукт работников, создающих добавленную стоимость);

m – прибавочный продукт (при капитализме – прибавочная стоимость).

Формула цены товара (марксистская теория и практика):

где Р – цена данного товара;

с – материальные затраты на данный товар;

v – зарплата наёмных работников, производителей данного товара;

р – прибыль собственника средств производства (капиталиста);

с + v – издержки производства данного товара.

Формула определения нор­мы прибавочной сто­и­мо­с­ти (m¢):

где m – прибавочная стоимость (прибавочный продукт);

v – не­об­хо­ди­мый про­дукт, затраты на покупку рабочей силы.

Формула определения мас­сы при­ба­воч­ной сто­и­мо­с­ти (М, первый способ):

где m – прибавочная стоимость (прибавочный продукт);

v – не­об­хо­ди­мый про­дукт, затраты на покупку рабочей силы;

V – ве­ли­чи­на всего аван­си­ро­ван­но­го пе­ре­мен­но­го ка­пи­та­ла;

m¢ – нор­ма при­ба­воч­ной сто­и­мо­с­ти.

Формула определения мас­сы при­ба­воч­ной сто­и­мо­с­ти (М, второй способ):

где v – средняя цена одной рабочей силы на фирме или в отрасли;

а¢/а – нор­ма при­ба­воч­ной сто­и­мо­с­ти одного работника;

n – количество занятых на предприятии или в отрасли работников.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

Формула учёта общественных издержек (марксистский подход):

где ТСО – издержки общества на создание данного товара;

с – материальные затраты (затраты средств производства);

v – заработная плата (доход) работников, создавших данный товар;

m – прибавочная стоимость (прибыль капиталиста).

Формула учёта издержек производства единоличного предпринимателя:

где ТСП – издержки производства единоличного предпринимателя;

с – материальные затраты (затраты средств производства);

v + m – доход предпринимателя, который чёткого деления не имеет.

Формула учёта издержек капиталиста (марксистский подход и практика):

где ТСК – общие издержки капиталистического предприятия;

с – материальные затраты (на средства производства) капиталиста;

v – затраты капиталиста на покупку рабочей силы.

Формула определения себестоимости продукции (Сп):

где А – амортизация основных производственных фондов;

МЗ – материальные затраты на оборотные производственные фонды;

ЗОТ – затраты на оплату труда;

ОСН – отчисления от фонда зарплаты на социальные нужды;

ПЗ – затраты на ремонт, управление, охрану труда, сбыт товаров и пр.;

НП – налоговые и другие платежи.

Формула учёта суммы общих издержек фирмы (неоклассический подход):

где TC – сумма общих (валовых, агрегированных) издержек фирмы;

TFC – сумма постоянных издержек фирмы;

TVC – сумма переменных издержек фирмы.

Формула определения средних постоянных издержек фирмы (AFC):

где TFC – общая сумма постоянных издержек фирмы;

Q – количество выпущенных товаров на основе TFC.

Формула определения средних переменных издержек фирмы (AVC):

где TVC – сумма переменных издержек фирмы;

Q – количество выпущенных товаров на основе TVC.

Формула определения средних общих издержек фирмы (ATC):

где TC – сумма общих издержек фирмы;

Q – количество выпущенных товаров на основе TC;

AFC – средние постоянные издержки фирмы;

AVC – средние переменные издержки фирмы.

Формула определения предельных издержек фирмы (МС):

где ΔTC – изменение общих издержек производства фирмы;

ΔQ – изменение объёма производства данной фирмы;

ΔFC – изменение объёма постоянных издержек данной фирмы;

ΔVC – изменение объёма переменных издержек данной фирмы.

Казенное предприятие использует прибыль

2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

в среднем за 2010—2012 гг.

Активация СТК, ТК

Доходы по обычным видам деятельности (ИТОГО)

За анализируемый период доходы предприятия по обычным видам деятельности выросли на 16,3% и составили в 2012 году 118,4 млн.руб. против 87,7 млн.руб. в 2010 году. Данный прирост произошел в основном за счет объемов кондукторской выручки на 20%, проездных билетов на 19,4%, реализации ТМЦ на 18,8% и за счет рекламы в 2,1 раза.

Рассмотрим состав и структуру доходов предприятия по обычным видам деятельности на примере таблицы 2.

Состав и структура доходов предприятия по обычным видам деятельности.

Изменения в 2012 г. к 2010 г. (+,-)

Активация СТК, ТК

Доходы по обычным видам деятельности (ИТОГО)

Из таблицы следует, что наибольший удельный вес доходов предприятия выпадает на кондукторскую выручку от 80% в 2010 году до 86% в 2012 году и суммы, полученные от активизации СТК и ТК от 6,4% в 2010 году до 5,1% в 2012 году. Рассмотрев структуру элементов доходов можно сделать вывод, что доля активизации снижается с 6,4 до 5,1% за анализируемый период, а доля кондукторской выручки возрастает.

Анализ влияния факторов на изменение прибыли предприятия МКП “Оренбургские пассажирские перевозки”

Итоговые доход транспортного предприятия формируется за счет множества факторов: доходы по обычным видам деятельности, внереализационные доходы, бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование, субсидии и т.д. Рассмотрим динамику формирования доходов предприятия за счет основных (ведущих) статей дохода: доходы по обычным видам деятельности и субсидии. Изменение выше названных показателей за 12 кварталов 2010-2012 гг. приведено на графике (рис.1). Для анализа динамики доходов мною использован метод выявления тенденции динамики с помощью статистического приема приведения показателей к единому основанию.

Рис. 1 Динамика формирования доходов предприятия.

Из рисунка видно, что итоговые доходы предприятия колеблются по кварталам, но имеют тенденцию к росту в 1,5 раза относительно 1 квартала. Та же картина прослеживается по доходам от обычной деятельности (рост в 1,3 раза) и субсидиям (рост в 1,8 раза).

График динамики формирования доходов предприятия показывает, что эффективная работа предприятия тесно связана с полученными доходами по обычным видам деятельности и субсидиями, которые являются основными факторами роста доходности и соответственно прибыли предприятия.

Моделирование и прогнозирование показателей финансовых результатов предприятия .

Анализ влияния факторов на результаты работы предприятия на основе корреляционно-регрессионного анализа.

Для выявления факторов на результаты работы предприятия проведем корреляционно-регрессионный анализ. Проведение корреляционно-регрессионного анализа начнем с построения корреляционного поля по результативному признаку (доходы предприятия) и факторному признаку (субсидии). Корреляционное поле изображено на рисунке 2.

Рис.2 Корреляционное поле

Корреляционное поле, образованное показателями доходов и субсидиями предприятия показывает, что зависимость между показателями прямолинейная.

Для дальнейшего анализа нами проведена парная линейная корреляция по следующему уравнению:

y – доходы предприятия (итого)

Σy = a*n + bΣx

Исходные данные для расчета корреляции.

Доходы предприятия (y)

267724,4 = 12*a + 134383,74*b

3231416582,86 = 134383,74*a + 1823788135,086*b

22310,366 = a + 11198,645*b

24046,187 = a + 13571,494*b

24046,187 = a + 9907,19

В результате решения получено следующее уравнение:

ỹₓ = 14138,99 + 0,73*x

Данное уравнение показывает, что с каждым увеличением факторного признака (субсидии) на единицу на 0,73 единицы увеличивается результативный признак (доходы предприятия).

Для определения тесноты связи между исследуемыми признаками рассчитаем коэффициент парной корреляции:

r = ( x̅y̅ — x̅*y̅ )/(Ԍx*Ԍy)

x̅y̅ = ∑x*y/n = 3231416582,86/12 = 269284715,24

x̅ = ∑x/n = 134383,74/12 = 11198,645

y̅ = ∑y/n = 267724,4/12 = 22310,37

Ԍx =Ԍx = √(7494,6 — 11198,645)² + (8000 – 11198,645)² + (8258,176 – 11198,645)² + (23730,428 – 11198,645)² + (11666,1 – 11198,645)² + (8001,38 – 11198,645)² + (4042,54 – 11198,645)² + (17662,021 – 11198,645)² + (12728,683 – 1198,645)² + (7068,424 – 11198,645)² + (12215,3 – 11198,645)² + (13516,1 – 11198,645)²/12 = = 5154,878

Ԍx =

Ԍx = √(14753,747 – 22310,37)² + (19311,203 – 22310,37)² + (24157,507 – 22310,37)² + (31683,392 – 22310,37)² + (20530,331 – 22310,37)² + (18017,179 – 22310,37)² + (19982,077 – 22310,37)² + (26827,215 – 22310,37)² + (21912,162 – 22310,37)² + (19235,286 – 22310,37)² + (28933,1 – 22310,37)² + (22818,8 – 22310,37)²/12 = 4641,47

r = (269284715,24 – 11198,645*22310,37)/5154,878*4641,47 = 0,812

Так как r = 0,812 , то связь между доходами и субсидиями тесная.

Для определения тесноты связи в процентном отношении рассчитаем коэффициент детерминации.

d = 0,812²*100 = 65,93 %

Коэффициент детерминации показывает, что доходы транспортного предприятия на 65,9 % зависят от субсидий, то есть дополнительных вложений в производственную деятельность.

Прогнозирование выручки на основе уравнения Тренда.

С помощью прогнозирования выявляются уровни показателей, характеризующие работу предприятия в будущем. Прогнозирование выручки предприятия проведем на основе аналитического выравнивания. Рассмотрим динамику выручки по кварталам с помощью уравнения Тренда.

Σy = a*n + bΣt

a = Σy/n = 474734/12 = 39561,166

b = Σy*t/ Σt² = -507319/182 = -2787,467

ỹt = 39561,166 — 2787,467*t

Исходные данные для решения уравнения Тренда.

Полученное уравнение показывает тенденцию снижения по квартальной выручке от реализации в среднем за квартал на 2787 тыс. руб. Расчетные показатели выручки снижаются от 56,2 млн. руб. до 22,1 млн. руб. в 12 квартале. Все это свидетельствует о низкой организации процесса реализации продукта на данном предприятии, поэтому на будущее необходимо уделить особое внимание организационно-экономическим мероприятиям по получению выручки. Улучшение организационно-экономических условий процесса реализации продукции предприятия позволит повысить доходы.

Рис.3 Динамика выручки от реализации предприятия.

При анализе динамики объемов выручки по каждому кварталу за 2010-2012 гг. видна тенденция ее снижения. Прогноз выручки показывает дальнейшее ее снижение до уровня 13350 тыс.руб. Из анализа следует, что предприятие сокращает свою деятельность и объемы производства.

Для улучшения работы предприятия и увеличения объемов выручки необходимо усилить организационно-экономические условия работы предприятия.

Выводы и предложения

За 2012 год доходы предприятия составили 297405 тыс. руб., за ответствующий период прошлого года 297878 тыс. руб., что на 0,2% (на 473 тыс. руб.) меньше. Выручка увеличилась на 18,8% (на 19199 тыс. руб.) На увеличение выручки повлияло увеличение количества перевезенных пассажиров на 19,8% (на 2 млн. чел.) и увеличение часовой доходности на 18% (в 2011 составляли – 269,93 руб., в 2012 году – 312,32 руб.). Прочие доходы по сравнению с предыдущим годом увеличились на 79,6% (на 2514 тыс. руб.), а бюджетные ассигнования снизились на 13% (на 22186 тыс. руб.).

Себестоимость продаж за 2012 год увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8% (на 23504 тыс. руб.). При этом затраты на перевозку одного пассажира снизились на 13% (в 2011 году составляли – 32,58 руб., в 2012 году – 28,42 руб.).

Среднесписочная численность за 2012 год составляет 662 человек, по сравнению с предыдущим периодом прошлого года уменьшились на 4,5% (31 человек). Уменьшение численности предприятия объясняется нехваткой кадров.

Фонд оплаты труда за 2012 год составил 120605, тыс. руб., по сравнению с предыдущим периодом прошлого года увеличился на 10% (10893,5 тыс. руб.). Увеличение фонда оплаты труда произошло за счет увеличения тарифной ставки.

Среднемесячная заработная плата по предприятию за 2012 год составила 15,182 тыс. руб., по сравнению с предыдущим периодом прошлого года увеличилась на 16% (1,989 тыс. руб.). Увеличение произошло за счет увеличения тарифной ставки и увеличения количества отработанных часов.

Основные причины убыточности предприятия:

— себестоимость перевозки 1 пассажира составила 23,77 тыс. руб.

— расходы 279269: 11748 (перевезено пассажиров) = 23,77 тыс. руб.

— доходная ставка на 1 пассажира – 20,75 тыс. руб.

— доходы от перевозок 243770: 11748 (перевезено пассажиров) = 20,75 тыс. руб.

Выпадающие доходы: (23,77 – 20,75) = 3,02 тыс. руб.*11748 = 35478,96 тыс. руб.

Мероприятия по повышению экономической эффективности предприятия:

— увеличение собираемой кондукторами выручки за счет приобретения и обновления подвижного состава. Увеличение выпуска и продолжительности работы на линии.

— упорядочение маршрутных такси и коммерческих автобусов, дублирующих троллейбусные маршруты.

— дотации на покрытие выпадающих доходов.

— повышение доходности работы автобусов на маршрутах с применением системы организации и учета работы на основе системы “ГЛОНАСС”.

— увеличение коэффициента использования вместимости посредством оптимизации количества маршрутов и перевозчиков.

— реализация мероприятий по экономии запасных частей, ГСМ и энергоресурсов.

— обновление подвижного состава, в том числе за счет приобретения автобусов, работающих на газомоторном топливе.

Муниципальное предприятие и его права. Организация и деятельность муниципальных предприятий и учреждений

Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.

Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники

В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:

  1. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
  2. Определять предмет и цели работы этих комплексов.
  3. Назначать руководителей.
  4. Контролировать использование и сохранность материальных ценностей, вверенных предприятиям.

Специфика работы

Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.

Законодательное регулирование

Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.

Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.

Некоторые нюансы

Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.

Муниципальное предприятие, которое создается для оказания услуг либо реализации продукции по минимальной стоимости, достаточно сложно существовать без дотаций. Во всех случаях, фактически, имеет место бесприбыльная работа комплексов. Организация муниципальных предприятий, в этой связи, автоматически привязывается к бюджетным поступлениям. Это, в свою очередь, противоречит в определенном смысле положениям ГК. Кодекс, в частности, относит муниципальное предприятие к коммерческой структуре. Работу такого объединения без прибыли сложно представить. С другой же стороны, в Законе «О банкротстве» установлена обязанность учредителя, в данном случае — муниципального образования, не допустить несостоятельности созданного им предприятия.

Расширение сферы

Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

  1. Заполнить рыночные ниши. Это актуально в случае отсутствия какого-либо профильного предприятия, недостаточной активности частных инвестиций, наличия повышенного или неудовлетворенного спроса.
  2. Ликвидировать монополии какого-либо производителя или продукции на местном рынке.
  3. Быстро реализовать выгодный проект.
  4. Снять напряженность на рынке труда.

Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.

Классификация

Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:

  1. Предприятия, не обладающие ни хозяйственной, ни правовой самостоятельностью. В них присутствуют собственные административные органы. Тем не менее, по своей сути, такие комплексы выступают в качестве подразделений местной администрации. Расходы и доходы таких предприятий интегрируются в местный бюджет. Функционирование комплексов осуществляется в соответствии с поступающими из местных органов власти указаниями. В общем смысле, муниципалитет действует как одно предприятие, при этом координируя работу своих подразделений.
  2. Комплексы, обладающие юридической и хозяйственной самостоятельностью. В данном случае имеют место определенные права муниципальных предприятий, однако ключевые решения, касающиеся работы принимаются в администрации. В местном бюджете показывают только результаты их финансовой деятельности. Прибыль, которую получают такие предприятия, обычно не покрывает их расходов. Это обуславливается тем, что местная и региональная власть устанавливает соответствующие цены для них. В частности это касается транспорта, связи, услуг ЖКХ. В качестве источников финансирования предприятий выступают средства населения (потребителей), а также поступления из местного бюджета. В промышленных центрах, крупных муниципальных образованиях такие комплексы могут зарабатывать деньги самостоятельно и направлять прибыль на улучшение обслуживания граждан.
  3. Предприятия, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Такие комплексы выводятся из структуры администрации. Их передают в доверительное управление специалистам (менеджерам). Предприятия осуществляют реализацию товаров по рыночной стоимости. К ним относят разные строительные, промышленные, сельскохозяйственные, торговые и прочие комплексы. Они вправе осуществлять свою работу в форме акционерного либо другого хозяйствующего общества, которое учреждается органами местной власти. Последним принадлежит контрольный пакет ценных бумаг. Эти предприятия обладают свободой в своих действиях, имеют конкретный юридический статус. Они работают для нужд массового потребителя, за пределами местных рынков в том числе.

Имущество муниципального предприятия

Муниципальное образование (МО) может перевести созданный им комплекс на самоокупаемость, сочетая с этим предоставление дотаций потребителям (форма адресной поддержки). В процессе перехода на коммерческую основу, увеличения объема платных услуг, с одной стороны, ликвидируется граница между муниципальными учреждениями и предприятиями, а с другой — между последними и частными компаниями. Тем не менее, несмотря на определенную степень свободы действий по отношению к созданному комплексу, МО обязано соблюдать законодательные предписания. Ими гарантируются права и самого предприятия, и его руководства.

Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.

Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.

Обязательства, возможности, запреты

Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.

Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.

По ГК в качестве административного органа выступает директор. Коллегиальные структуры управления в муниципальных предприятиях исключаются. Руководитель осуществляет контроль перемещения денежных потоков, принимает самостоятельные решения по вопросам использования прибыли. С согласия собственника предприятие может стать участником некоммерческой или коммерческой компании, распоряжаться акциями, принадлежащими ему, а также долями в хозяйственных товариществах и обществах.

Проблемы отрасли

В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.

Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.

В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.

Сокращение сектора

Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:

  1. Отчуждение непрофильных активов по закону о приватизации. В рамках этого подхода продажа должна осуществляться в обязательном порядке по любой стоимости. Речь, в частности, идет о проведении аукциона. Если первые торги не состоялись, то назначаются повторные. При этом начальная цена не объявляется.
  2. Преобразование в муниципальное учреждение с наделением права зарабатывать деньги сверх установленной суммы в смете.

Возможные последствия

Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.

Муниципалитеты обязаны обладать собственными источниками средств для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.

Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.

Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о