Для работников занятых на работах с вредными и или опасными условиями труда



Статья 147 ТК РФ. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Текущая редакция ст. 147 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором .

Комментарий к статье 147 ТК РФ

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При этом размер оплаты труда данной категории работников не может быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, в ч.2 комментируемой статьи закреплен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Следует обратить внимание, что отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 1 января 2014 года осуществляется на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.

Как отмечает Минтруд России, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года, в ТК РФ внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ). При этом переходными положениями ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу указанного Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

________________
Официальный сайт Минтруда России. Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда). http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/20.

Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК РФ (см. решение ВС РФ от 14 января 2013 года N АКПИ12-1570 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующими пункта 1 постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22, пунктов 1 и 4 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20»).

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия ЛНА, либо коллективным договором, трудовым договором.

При этом в соответствии со статьей 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Другой комментарий к ст. 147 ТК РФ

1. Комментируемая статья является специальной по отношению к ст. 146 ТК и предусматривает повышенную оплату в связи с особыми условиями труда.

2. В отличие от ранее действовавшего порядка, закрепленного в прежней редакции ч. 2 ст. 147 ТК, предусматривавшей, что минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны устанавливаться в порядке, определенном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, теперь минимальный размер повышения установлен законодателем в размере не менее 4%.

3. Конкретная форма повышения, а также его размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.

Как указано в информационном письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2013 г. с учетом решения ВС РФ от 14 января 2013 г. N АКПИ12-1570, для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК.

К таким нормативным правовым актам, в частности, относятся:

УИК, в ст. 36 устанавливающий повышенные должностные оклады рабочих и служащих уголовно-исполнительной системы в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера, сложности и опасности выполняемой работы;

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», принятое во исполнение ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», установившее повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет гражданам, занятым на работах с химическим оружием;

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573, установившее размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

совместный Приказ Министерства здравоохранения РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, Министерства внутренних дел РФ N 363, Министерства юстиции РФ N 126, Министерства образования РФ N 2330, Министерства сельского хозяйства РФ N 777, Федеральной пограничной службы РФ N 292 от 30 мая 2003 г., установивший минимальный размер дополнительной оплаты труда работников, занимающих должности, связанные с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, а также Перечень таких должностей.

4. К видам повышения оплаты труда за работы в тяжелых и вредных условиях относятся любые выплаты, основанием предоставления которых являются условия труда. Арбитражная практика относит к такого рода выплатам в том числе и установленные коллективным договором организации компенсации морального вреда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если их предоставление не связано с фактом повреждения здоровья (Определение ВАС РФ от 7 марта 2013 г. N ВАС-1983/13; Постановление Президиума ВАС РФ от 4 декабря 2012 г. N 10151/12; Постановление Федерального арбитражного суда (далее — ФАС) Поволжского округа от 13 июня 2013 г. по делу N А65-34881/2011; Постановление ФАС Уральского округа от 1 ноября 2012 г. N Ф09-8440/12).

Консультации и комментарии юристов по ст 147 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 147 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Необходимость сокращения продолжительности рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда признана и международными актами. Так, в ст. 2 Европейской Социальной Хартии, принятой Советом Европы 18 октября 1961 г., предусмотрено, что в производствах, где невозможно ликвидировать или смягчить риск, присущий выполнению опасных и вредных работ, права работников на справедливые условия труда в числе прочих мер должны обеспечиваться и путем установления сокращенного рабочего времени либо дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на таких работах.

Так, Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» [190] установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Список производств утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 [191] . Порядок применения данного Списка регулируется Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 [192] . Положения Инструкции действуют только в части не противоречащей Трудовому Кодексу РФ, а некоторые положения п.п. 8, 9 Инструкции решением Верховного Суда РФ от 15.04.2004 признаны недействующими. Право на сокращенное рабочее время возникает у работника, если он фактически выполнял работу, указанную в Списке, во вредных условиях не менее половины рабочего дня.

Установление сокращенного рабочего времени в соответствии со Списком производств является юридической обязанностью работодателя во всех организациях, где имеются указанные в нем производства, цеха, виды работ, профессии и должности, если право работников на закрепленные в нем гарантии подтверждено результатами аттестации рабочих мест. Стороны трудового договора при его заключении не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, даже по взаимному согласию, поскольку она гарантирована законодательством. Работодатель может быть привлечен к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о рабочем времени.

Работодатель вправе за счет собственных средств, в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах о труде устанавливать для определенных категорий работников сокращенную рабочую неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для большинства занятых на работах с вредными условиями труда в настоящее время устанавливается во всех отраслях производства и непроизводственной сфере.

Так, например, Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» [193] установлена работникам, занятым на указанных работах, 24-часовая или 36-часовая рабочая неделя и удлиненный отпуск 56 и 49 календарных дней в зависимости от группы работ.

Для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. Перечень должностей указанных сотрудников и продолжительность сокращенного служебного времени устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 15.02.1998 № 189 «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях». [194]

Трудовой кодекс предусматривает сокращенное рабочее время также для отдельных категорий работников умственного труда, деятельность которых связана с повышенным интеллектуальным и нервным напряжением.

Так, педагогическим работникамобразовательных учреждений продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ) в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». [195]

— медицинским работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (ст.350 ТК РФ). В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности». [196]

Сокращенная продолжительность служебного времени – 36 часов в неделю устанавливается для работников дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ при международных организациях в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 173 (в ред. от 12.07.2011) «О режиме служебного времени в отдельных дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях». [197]

Для некоторых категорий работников сокращенная продолжительность рабочего времени установлена с учетом территориальных и природно-климатических условий труда и проживания.

Так, сокращенная 36-часовая продолжительность рабочей недели устанавливается для женщин, работающих в сельской местности, на основании Постановления Верховного Совета от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охраны материнства и детства на селе» [198] , если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. Действие данного документа распространяется на всех женщин, работающих в сельской местности, независимо от места их проживания. При этом заработная плата выплачивается в полном размере.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 320 ТК РФ коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Сокращенное рабочее время также устанавливается для лиц, совмещающих работу с обучением(ст. 173, 174, 176 ТК).

Неполное рабочее время.Неполное рабочее время по своей продолжительности всегда меньше, чем нормальное или сокращенное рабочее время. Сам термин «неполное рабочее время» охватывает как неполную рабочую неделю, так и неполный рабочий день (смену). Данный вид рабочего времени устанавливается по соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и в последствии (в течение действия трудового договора). Кроме того, работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного объема работ. Этим неполное рабочее время отличается от сокращенной продолжительности рабочего времени

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Неполное рабочее время может устанавливаться не только по просьбе работника и в его интересах, но и по инициативе и в интересах работодателя. Как известно, перевод работников на режим неполного рабочего времени является одним из способов сохранения кадрового потенциала в условиях развивающегося финансового кризиса. Поэтому такая процедура довольно часто практикуется работодателями в ситуациях, когда работников сложно загрузить работой в полном объеме, когда есть необходимость на некоторое время сократить объемы производства. В этом случае работодатель в целях сохранения рабочих мест с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст.372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, имеет право ввести режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до 6 месяцев (ч. 5 ст. 74 ТК РФ).

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Измерителем рабочего времени являются рабочая неделя, рабочий день и рабочая смена. Рабочая неделя и рабочий день (смена) по продолжительности могут быть также нормальными, сокращенными и неполными в соответствии с видом рабочего времени у данного работника.

Рабочая неделя— это распределение рабочего времени в течение календарной недели. Она различается по продолжительности и по структуре.

По продолжительности рабочая неделя может быть: 1) нормальной — не более 40 часов в неделю; 2) сокращенной и 3) неполной.

По структуре, которую определяют сами организации, рабочая неделя может быть 5-дневной (5 дней рабочих и 2 выходных) и 6-дневной (6 дней рабочих и 1 день выходной).

Рабочий день (смена)— это продолжительность ежедневной работы; она устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности. Что касается рабочего дня, то в настоящее время этот термин равнозначен рабочей смене, т. е. является синонимом.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часов;

для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;

при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.

Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если соблюдены предельная еженедельная продолжительность рабочего времени (ч.1 ст. 92 ТК РФ) и гигиенические нормативы условий труда.

Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений устанавливается в соответствии с Перечнем профессий и должностей творческих работников, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 252 [199] , ст.351 ТК РФ, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Работа в ночное время.Ночным считается время с 22 часов и до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.

Для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором, про­должительность работы (смены) не сокращается.

Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.

К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 5-ти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Порядок работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в соответствии с Перечнем профессий и должностей творческих работников, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 252 может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч. 6 ст. 96 ТК)

Продолжительность работы в ночное время спортсменов и тренеров может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 5 ст. 348.1 ТК).

Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней.Продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Продолжительность предпраздничного рабочего дня не сокращается в тех случаях, когда нерабочему праздничному дню предшествует 1 или 2 выходных дня, так как в этом случае рабочий день (смена) не будет предшествовать непосредственно нерабочему праздничному дню (ст.95 ТК РФ).

Если выходной день, в соответствии с решением Правительства РФ, переносится на рабочий, то продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должен соответствовать продолжительности рабочего дня, на который переносится выходной.

Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать 5 часов (ст. 95 ТК).

13. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатамспециальной оценки условий трудаотнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю.

(Часть 1 статьи 92 ТК РФ).

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гдеустановленасокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;

при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.

(Часть 2 статьи 94 ТК РФ).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиямтруда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительностьежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным вчасти первойнастоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

(Части 1,2 статьи 117 ТК РФ).

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

(Статья 147 ТК РФ).

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной зашиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

Работодатель обязан обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты.

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке. установленном Правительством Российской Федерации.

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пиши, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки: создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами организации либо за ее счет.

Компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда установлены следующие компенсации:

1) Оплата труда указанных работников устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147ТК РФ).

Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные ст. 150-158ТК РФ.

2) для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами (ст. 92ТК РФ).

В связи с изложенным отметим, что классификация условий труда, в том числе по степени вредности и опасности, приводится в ст. 14Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Условия труда подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Оптимальные условия труда (1 класс);

допустимые (2 класс);

вредные (3 класс), которые подразделяются на четыре степени — 1, 2, 3, 4. Если согласно ст. 92ТК РФ условия труда в результате специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени, то продолжительность рабочего времени, занятого на нем работника не может превышать 36 часов в неделю.

Опасные (4 класс). Если согласно ст. 92ТК РФ условия труда в результате специальной оценки условий труда отнесены к опасным, то продолжительность рабочего времени, занятого на нем работника не может превышать 36 часов в неделю.

В упомянутом выше Федеральном законеот 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» приводится подробная характеристика указанных условий труда, а также раскрываются последствия влияния вредных и опасных условий труда на организм человека.

3) Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Минимальная продолжительность этого отпуска составляет 7 календарных дней. Продолжительность отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ст. 117ТК РФ).

4) На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

На работах с особо вредными условиями труда работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (ст. 222ТК РФ).

Переченьвредных производственных факторов, при воздействии которых рекомендуется употребление молока или других равноценных продуктов, утвержденприказомМинздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 г. N 45н.

Переченьпроизводств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденприказомМинздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 г. N 46н.

В связи с изложенным отметим, что в ст. 222ТК РФ ничего не говорится о специальной оценке условий труда, введенной (впервые)Федеральным закономот 28 декабря 2013 года N 426 «О специальной оценке условий труда».

Выдача работникам молока и других равноценных пищевых продуктов, а также предоставление лечебно-профилактического питания осуществляется согласно приведенным выше приказам Минздравсоцразвития РФ.

5) На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами(ст. 221ТК РФ).

6) Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет (ст. 213ТК РФ).

7) Работники, проработавшие в особых условиях определенный период, в соответствии с пенсионным законодательством пользуются правом на досрочный выход на пенсию по возрасту.

Как видим, установленные работникам компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда многообразны и значительны. Многие граждане связывали свою судьбу с такими условиями труда ради компенсаций (льгот). Делали это, заведомо зная о неблагоприятных последствиях воздействия на их организм вредных производственных факторов. Теперь их жизненные планы и надежды могут рухнуть в одночасье. Причина этого заключается в норме, содержащейся в последнем абзацекомментируемой статьи (219 ТК РФ).

На первый взгляд в нем констатируется очевидный факт: в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. В принципе об этом можно было и не писать. Но раз такую норму ввели, она наводит на определенные размышления. Возникают, особенно у заинтересованных сторон, различные вопросы.

Например, как быть, если работники в течение многих лет, работая во вредных условиях труда, получали компенсации и ожидали досрочного выхода на пенсию, но по результатам модернизации производства им были обеспечены безопасные условия труда? Если следовать логике указанного абзаца, в этом случае компенсации не должны устанавливаться, т.е. должны быть отменены. Как видим, текст абзаца двусмысленен. Авторы ст. 219не решились, видимо, прямо установить, что в подобных случаях компенсации отменяются, и сделали это в завуалированной форме.

Вопрос этот остается открытым еще с советских времен, когда он решался в каждом отдельном случае путем принятия волевого решения. Если в Госкомтруд СССР, ВЦСПС, другие высокие инстанции поступали сведения о проявлениях возмущения рабочих в связи с попыткой администрации предприятия отменить предоставляемые им льготы и компенсации в связи с улучшением условий их труда, то реакция этих органов была незамедлительной и резко отрицательной по отношению к инициаторам отмены льгот и компенсаций.

В те времена ухудшить положение рабочих было не просто скандальным, но и небезопасным делом, и не только для директоров предприятий, работников местных государственных, партийных и профсоюзных органов. Спросить со всей строгостью могли и с руководителей министерств и ведомств. Поэтому попытки отменить льготы и компенсации и оставались попытками, не более того. Всегда находился разумный компромисс между работниками и администрацией предприятий.

В современной ситуации, когда время административно-командных решений прошло, этот вопрос необходимо осмысленно решить раз и навсегда законодательно.

Приведенные по тексту ст. 219права работников на труд, отвечающий государственным требованиям безопасности и гигиены, точно также как и обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда (ст. 212ТК РФ), наполняются содержанием в ряде статей ТК РФ, других законодательных и иных нормативных правовых актах. Конкретные мероприятия по обеспечению указанных прав работников также находят отражение в соглашениях, коллективных и трудовых договорах, локальных нормативных актах организаций.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что положения ст. 212и219ТК РФ — взаимозависимы: то, что является обязанностью работодателя, служит средством реализации права работников на безопасный труд. Если работодатель добросовестно выполняет свои обязанности, возложенные на него ст. 212 ТК РФ, он тем самым обеспечивает реализацию права работников на безопасный труд и — наоборот.

Отсюда, в частности, следует, что профсоюзным комитетам, контролирующим состояние охраны труда работников (ст. 370ТК РФ) по ее отдельным направлениям, отраженным в разных статьях ТК РФ, в иных правовых актах, целесообразно периодически обращаться к положениямст. 212и219ТК РФ. Это позволит им контролировать исполнение работодателем его обязанностей в целом, не оставляя без внимания ни одну из них.

При этом профкомам следует опираться, в том числе, и на положения ст. 220ТК РФ, в которой изложены государственные гарантии работникам на труд в условиях, отвечающих требованиям его охраны.

Заработная плата: сложные вопросы начисления и выплаты

3.4. Доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда

Труд работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными, а также иными особыми условиями труда (далее — работы с особыми условиями труда), оплачивается в повышенном размере по сравнению с оплатой труда, предусмотренной для различных работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством (ч. 1 ст. 147 ТК РФ).

Минимальные размеры повышения заработной платы и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Заработная плата на тяжелых, вредных или опасных работах повышается минимум на 4% по сравнению с заработной платой на работах с нормальными условиями труда [п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», далее — Постановление N 870].

В шестимесячный срок с момента вступления в силу указанного выше Постановления (6 декабря 2008 г.) Минздравсоцразвития России должно определить конкретные размеры и порядок повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда.

4%-ный размер доплаты — это минимальная гарантия. В настоящее время продолжают применяться ранее принятые нормативные правовые акты, устанавливающие более высокие размеры доплат за работу на тяжелых, вредных или опасных работах. Если в дальнейшем Минздравсоцразвития России установит более высокие размеры доплаты, то ранее принятые нормативные правовые акты утратят силу.

Среди документов, которые продолжают применяться, можно назвать:

— Постановления Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» и от 03.04.1996 N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей»;

— Приказ Минздравмедпрома России от 06.06.1994 N 113 «Об утверждении Перечня научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда и Порядка его применения»;

— Постановление Минтруда России от 27.05.1994 N 41 «Об утверждении Перечня работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых работникам учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке)».

Последний документ предусматривает доплату за особые условия труда в размере до 12 или до 24% должностного оклада — в зависимости от вида работы. Поскольку ст. 147 ТК РФ доплату за особые условия труда максимальным размером не ограничивает, данный документ может применяться как рекомендательный;

— Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда». Данное Постановление предусматривает обязанность работодателя производить доплаты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 4, 8, 12%, а на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — в размере 16, 20, 24%.

3.4.1. Аттестация рабочих мест

В соответствии с Постановлением N 870 повышенные размеры заработной платы устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

С 1 сентября 2008 г. аттестация рабочих мест проводится на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее — Порядок проведения аттестации).

Аттестацию рабочих мест работодатель может проводить как самостоятельно, так и с привлечением специализированной организации. Специализированная организация потребуется, если вредные или опасные производственные факторы, воздействующие на работников, подлежат количественным измерениям, а работодатель не имеет возможности провести такие измерения самостоятельно.

Аттестация состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Издается приказ о проведении аттестации (в свободной форме), который подписывается руководителем организации. В нем предусматриваются:

— сроки проведения аттестации;

— персональный состав аттестационной комиссии.

Согласно Порядку проведения аттестации в аттестационную комиссию рекомендуется включить руководителей структурных подразделений, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам и других работников, которые имеют отношение к организации работы по охране труда. Если аттестация проводится специализированной организацией, то в аттестационную комиссию включаются представители такой организации;

— мероприятия, которые необходимо провести в связи с аттестацией.

Этап 2. Составляется полный перечень рабочих мест, имеющихся у данного работодателя.

В отношении каждого рабочего места необходимо указать факторы, оказывающие влияние на охрану труда, которые будут оцениваться в рамках проводимой аттестации.

К таким факторам относятся:

— физические (шум, ультразвук, инфразвук, вибрация и другие);

— средства индивидуальной защиты;

Указанные факторы, кроме травмобезопасности, оцениваются только в случае необходимости, то есть тогда, когда они так или иначе воздействуют на работника в процессе выполнения им трудовой функции. Если фактор не оценивается, то в перечне рабочих мест проставляется прочерк.

Этап 3. Проводятся количественные измерения уровней воздействия вредных или опасных химических, биологических и физических факторов. Измерения можно проводить только теми средствами, которые прошли государственную проверку.

По каждому производственному фактору на каждое рабочее место оформляется отдельный протокол. Однако допускается составить один протокол по отдельному производственному фактору для группы мест.

Если аттестация проводится специализированной организацией, то измерения выполняет эта организация.

Результаты измерений заносятся в протоколы, составляемые в свободной форме.

Мероприятия по данному этапу не проводятся, если вредных или опасных химических, биологических или физических факторов нет.

Этап 4. Оценивается травмобезопасность рабочих мест, и составляется протокол оценки этого фактора.

Травмобезопасность следует оценивать с точки зрения защиты от следующих воздействий:

— повышенных или пониженных температур;

— активных химических и ядовитых веществ.

В протоколе следует перечислить применяемое оборудование, инструменты, приспособления, средства обучения и инструктажа и используемые для их оценки нормативные правовые акты.

Если нормативными правовыми актами не установлено каких-либо обязательных требований к используемым оборудованию, инструментам, приспособлениям, средствам обучения и инструктажа, то в протоколе, на наш взгляд, следует сделать отметку об этом.

Кроме того, на данном этапе следует проверить наличие инструкций по охране труда по каждой должности, предусмотренной штатным расписанием работодателя.

Этап 5. Оценивается обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты.

Необходимо составить перечень средств индивидуальной защиты, которые предусмотрены нормативными правовыми актами и документами организации, проверить наличие этих средств у работников и оценить соответствие средств индивидуальной защиты условиям труда. Если средства индивидуальной защиты подлежат сертификации, необходимо убедиться в наличии сертификатов.

Если средства индивидуальной защиты нормативными правовыми актами для работников не предусмотрены, то никаких мероприятий по данному этапу не проводится.

Этап 6. Составляются карты аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по всем предыдущим этапам работодатель правильно выполнил все мероприятия, то заполнить карты аттестации рабочих мест не составит труда.

Этап 7. Составляются ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда. Ведомости обобщают сведения, содержащиеся в картах аттестации, и показывают классы условий труда по всем рабочим местам работодателя.

Этап 8. Аттестационной комиссией разрабатывается перечень мероприятий, необходимых для улучшения и оздоровления условий труда, назначаются лица, ответственные за выполнение этих мероприятий и сроки их выполнения.

Этап 9. Аттестационная комиссия собирается на заседание по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и подписывает протокол. Комиссия высказывает также свои предложения по проведению сертификации организации работ по охране труда. Протокол аттестационной комиссии со всеми материалами аттестации передается работодателю, который утверждает план улучшения и оздоровления условий труда и рассматривает предложения аттестационной комиссии по сертификации.

В итоге после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель будет иметь следующий комплект документов:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест подразделений и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

Указанные документы необходимы для проведения сертификации работ по охране труда.

Сертификацию работ по охране труда провести собственными силами уже не получится. Согласно Постановлению Минтруда России от 24.04.2002 N 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» сертификацию осуществляют только специализированные организации (органы по сертификации), входящие в систему сертификации, созданную Минздравсоцразвития России.

Для проведения сертификации работодатель подает соответствующую заявку в орган по сертификации. Орган по сертификации рассматривает заявку и принимает решение о проведении сертификации.

Сертификация проводится по двум схемам (Приложение N 1 к Правилам сертификации работ по охране труда, утвержденным Постановлением Минтруда России от 24.04.2002 N 28):

— схема N 1: проводятся выборочные измерения и оценки условий труда;

— схема N 2: не проводится выборочных измерений и оценок условий труда.

Схема N 2 применяется только тогда, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в системе сертификации испытательными лабораториями.

Если работодатель проводил аттестацию самостоятельно, то орган по сертификации обязательно проведет выборочные измерения и оценки.

После проведения всех проверок и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и анализа полученных результатов орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата безопасности.

3.4.2. Отличия доплат от компенсаций

Доплаты за тяжелую, вредную или опасную работу необходимо отличать от компенсационных выплат, предусмотренных ч. 1 ст. 219 ТК РФ. Согласно этой статье работники имеют право получать компенсации за тяжелую, вредную или опасную работу, установленные соглашениями, коллективным договором, локальными актами и (или) трудовым договором. Такие компенсации не относятся к заработной плате и не облагаются ЕСН и НДФЛ.

Работодатели очень часто злоупотребляют правом, предоставленным ч. 1 ст. 219 ТК РФ, и вместо доплат за тяжелую, вредную или опасную работу выплачивают работникам компенсации.

Необходимо иметь в виду, что доплаты, установленные ст. 147 ТК РФ, и компенсации, установленные ст. 219 ТК РФ, являются обязательными выплатами. Если работа является тяжелой, вредной или опасной, то работодатель обязан производить и доплаты, и компенсации. Таким образом, выплата компенсаций вместо доплат является нарушением, которое, скорее всего, привлечет внимание налоговых органов.

В случае возникновения сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, для решения данного вопроса налоговые органы в ходе контрольной работы могут привлечь экспертов Роструда.

Основанием для обращения к экспертам Роструда может являться, в частности, отсутствие доплат, предусмотренных ст. 147 ТК РФ, при наличии выплат компенсаций либо значительное несоответствие размера надбавки и размера компенсации, то есть признаки того, что под видом не облагаемых ЕСН и НДФЛ компенсационных выплат производится оплата труда работников в повышенном размере.

При оценке правомерности освобождения от налогообложения компенсационных выплат необходимо учитывать, что компенсационный характер выплат, освобождаемых от налогообложения, должен подтверждаться наличием количественной оценки расходов, понесенных физическим лицом в результате занятости на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, либо денежной оценки ущерба здоровью, вызванного вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.

Одновременно требует проверки невозможность устранения указанных условий при современном техническом уровне производства и организации труда.

Компенсации устанавливаются индивидуально для каждого рабочего места. Соответственно, работодатель должен быть готов обосновать размер компенсации для каждого работника, трудящегося на тяжелых, вредных или опасных работах.

Иными словами, компенсации можно установить, если:

— установлена доплата за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;

— сумма компенсации соответствует сумме доплаты (не превышает ее значительно);

— компенсация выплачивается в связи с реально понесенными работниками затратами.

Последний признак — самый важный. Компенсации тем и отличаются от доплат, что выплачиваются только тем работникам, которые в процессе трудовой деятельности или в связи с ней вынуждены нести какие-либо денежные расходы.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о