Банковский факторинг



Банковский факторинг

Услуги факторинга могут предоставляться банками (кредитными организациями) либо специализированными компаниями.

Нужно отметить, что различия для клиента в этих двух случаях не столь велики. Куда больше на конечные условия договора, качество обслуживания и конечную выгоду влияют другие особенности фактора.

Это спектр предлагаемых услуг, их стоимость, профессионализм специалистов и другие нюансы, не связанные с его организационно-правовой формой.

Тем не менее, банковский факторинг имеет ряд вполне реальных отличий:

  • Обычно является дополнительной, а не профильной услугой. Порой банки специально предлагают факторинг по минимальной стоимости, чтобы получить клиента-бизнесмена, которому можно подать еще огромный пакет дополнительных сервисов (РКО, кредиты, депозиты, зарплатные проекты и т.д.).
  • Далеко не всегда банк предоставляет широкий спектр вариантов (например, может практиковаться только скрытый тип договоров).
  • Зачастую несколько жестче требования, предъявляемые к надежности сделок.

С другой стороны, приведенные различичия в значительной мере условны. Хотя бы потому, что специализированные компании могут создаваться в виде дочерних подразделений банков (наиболее распространенный вариант).

Конечный вывод довольно прост.

С большой уверенностью можно сказать, что если вам нужен полноценный факторинг (включающий управление дебиторской задолженностью), а не просто краткосрочное финансирование, имеет смысл обращаться в крупную (!) специализированную фирму. Именно в таких организациях в штате есть специалисты по бухгалтерским, юридическим, финансовым вопросам, которые необходимы для поддержания качества услуг на высоком уровне.

Пользоваться же комплексным сервисом низкого качества, пусть даже и по невысоким тарифам, не имеет никакого смысла — лучше обратиться к узкоспециализированным игрокам рынка.

Что такое факторинг: простое и подробное объяснение, схема

Факторинг представляет собой комплекс услуг, важнейшим звеном которого является уступка (продажа) дебиторской задолженности компании.

Факторинг простыми словами

Разберем приведенное выше определение подробнее и объясним его простыми доступными словами. Сущность факторинга очень проста, если отбросить специфические термины, разобраться в нем не составляет труда.

Долги одних компаний перед другими — это нормальное и широко распространенное явление. Именно долги в пользу конкретной фирмы называются ее дебиторской задолженностью. Как она возникает?

Например, оптовый продавец может отгрузить покупателю партию товара, а покупаетель рассчитывается с ним не сразу, а через неделю (по тем или иным причинам). Или: консалтинговая фирма провела анализ бизнеса другой организации, представила свои рекомендации, полностью выполнив условия договора. Фирма-клиент, по тому же договору, должна провести оплату в течение 10 дней (не мгновенно).

Очевидно, что проволочки в оплате серьезно мешают бизнесу, снижая его устойчивость и способность к развитию. Возращаясь к самому простому примеру — торговле — пока покупатель не оплатил выставленный оптовиком счет, продавец не может приобрести новую партию товара для обслуживания других контрагентов.

Сущность факторинга как раз и заключается в ликвидации этих проволочек. Третье лицо (банк, специализированная факторинговая компания) выкупает обязательства покупателя, предоставляя продавцу «живые» деньги сразу после продажи товара. Разумеется, это делается не бесплатно — однако возможность бесперебойного функционирования бизнеса обычно позволяет легко «отбить» комиссию фактора.

Механизм факторинга

Механизм достаточно прост, сложности в понимании возникают в связи с необходимостью хорошо понимать роли участников сделки.

Факторинг

Факторинг – финансовая услуга специализированной компании или банка. В общем виде факторинг используется так: поставщик продает товар покупателю, не требуя за него немедленной оплаты. За покупателя этого товара продавцу платит специализированная факторинговая компания или банк, после чего получает долг с покупателя товара.

Таким образом, продавец имеет возможность, заключив факторинговый договор, продать товар с отсрочкой платежа, обычно до 180 дней, и при этом получить оплату с некоторым дисконтом (скидкой) от факторинговой компании или банка сразу, переуступив ей право требования долга за поставленную продукцию.

Компания или банк, предоставляющая факторинговые услуги, в договоре именуется фактором. Покупатель товара или услуги – должником, или дебитором, а продавец – кредитором.

Как правило, факторинговая компания готова оплатить до 90% суммы задолженности сразу. Остальные 10% за вычетом комиссии выплачиваются тогда, когда дебитор погасит свою задолженность. Размер комиссии зависит от длительности отсрочки платежа и риска неоплаты задолженности.

Факторинговая схема дает ряд преимуществ как поставщику, так и покупателю при совершении сделки. Фактически это краткосрочный кредит продавцу, который может получить деньги сразу, не дожидаясь оплаты товаров или услуг.

В зависимости от действий при неоплате товара или услуги покупателем выделяют два вида факторинга: с регрессом и без регресса.

По взаимоотношениям с покупателем факторинг бывает открытый, когда покупатель уведомляется о переуступке требований к нему, и закрытый, когда его в известность не ставят.

По наступлению срока платежа факторинг подразделяется на реальный, если денежное требование уже существует на момент подписания договора, и консенсуальный, когда денежное требование возникнет в будущем.

В России операции по факторингу регулируются главой 43 Гражданского кодекса РФ «Финансирование под уступку денежного требования».

Изначально факторинг находит свое применение в международной торговле. Но в настоящее время эта услуга предлагается и на внутреннем рынке такими компаниями и банками, как «ВТБ Факторинг», Газпромбанк, Металлинвестбанк, СМП Банк, НОМОС-Банк и другие. По итогам 2010 года, например, оборот Газпромбанка по факторинговым операциям составил 18,5 млрд рублей.

Банковский факторинг

Понятие и суть банковского факторинга в специализированной литературе трактуют по-разному. Однако чаще всего ему дают определение комиссионно-посреднической или кредитной операции, отдельно взятой разновидности используемой в торговле комиссионной процедуры. Говоря простыми словами, факторинг – это особый вид финансовых услуг, который позволяет компаниям реализовывать собственные товары либо услуги, получая за них плату не от непосредственного покупателя, а от финансового учреждения-посредника.

Многие организации часто оказываются перед дилеммой: потенциальные покупатели готовы приобрести у них товар или воспользоваться услугой, но при условии отсрочки платежа. Это влечет за собой определенные риски, так как отстроченные платежи не всегда погашают, да и на объеме оборотных средств они сказываются не самым лучшим образом. Требование предоплаты может отпугнуть потенциальных покупателей и снизить уровень продаж. В таком случае на выручку приходит факторинг – финансирование с уступкой денежного требования.

Механизм использования факторинга

Использование факторинга выглядит следующим образом. Компания продает покупателю товар либо оказывает ему услугу, но рассчитывается с ней за это не покупатель, а специализированная организация, в том числе и банк, который предварительно заключил соответствующий договор с покупателем и в дальнейшем имеет полное право требовать с оного погашения долга.

При заключении факторингового договора продавец продает клиенту товар с отсрочкой платежа, но оплату за него получает сразу же от факторинговой компании, переуступая ей право требовать долг с покупателя. При заключении договора банк либо прочая организация, которая предоставляет факторинговые услуги, именуется фактором, покупателя определяют как Дебитора либо Должника, а продавец становится кредитором.

В подавляющем большинстве случаев фактор погашает сразу около 90 процентов задолженности, а остальные 10 процентов он выплачивает после погашения долга дебитором. Что касается комиссии, то она зависит от нескольких факторов, в том числе от рисков и от периода отсрочки платежа.

Функции факторинга

Банковский факторинг успешно справляется сразу с тремя задачами:

  • финансирует оборотный капитал;
  • инкассирует клиентскую задолженность;
  • принимает на себя риски в случае непокрытия кредита, играя, таким образом, роль страховщика рисков. (При условии, что подобное прописано в договоре).

Разновидности факторинга по типу договора

С точки зрения типа договора банковский факторинг бывает закрытым и открытым.

Когда имеет место открытый факторинг, в расчетах участвуют все три стороны: продавец, покупатель и фактор. Покупатель оплачивает покупку товаров либо услуг не продавцу, а банку, который выкупил у этого продавца его задолженность.

В случае с закрытым факторингом продавец вынужден в ручном режиме переводить средства финансовому учреждению после того, как эти средства были им получены от покупателя.

Разновидности факторинга по условиям платежа

С данной точки зрения факторинг может быть с регрессом и без регресса.

  • Факторинг с регрессом – это готовность фактора взять на себя исключительно риск ликвидности, то есть погашение долга в указанный договором срок, но никак не кредитный риск, подразумевающий возможность неуплаты кредита вообще.
  • Факторинг без регресса – это полное перекладывание кредитором всех рисков на фактор. В данном случае банк имеет право требовать погашения кредита исключительно у покупателя, но не у продавца.

Кстати! Комиссия (процент) при заключении безрегрессивного договора значительно выше, нежели при подписании договора о факторинге с регрессом.

Виды факторинга с точки зрения его инициатора

В подавляющем большинстве случаев инициатором банковского факторинга является кредитор, то есть продавец – поставщик товаров или услуг. Однако существует понятие реверсивного факторинга, когда инициатором заключения договора является покупатель.

Преимущества факторинга

Банковский факторинг позволяет расти и развиваться малому бизнесу, который неспособен взять и погасить обычный кредит.

  • Он не требует залога.
  • Обеспечивает целевое использование финансовых средств.
  • Не требует выплаты налога на прибыль.

Кто не принимается на факторинговое обслуживание

Пользоваться всеми преимуществами банковского факторинга нельзя:

  • компаниям и организациям с несколькими дебиторами, даже если задолженность каждого из них минимальна;
  • компаниям, основной род деятельность которых – спекулятивный бизнес;
  • производителям узкоспециализированных товаров либо услуг;
  • субподрядчикам (чаще всего ими являются строительные компании);
  • розничными реализаторами мелочных товаров;
  • предприятиям и организациям, которые практикуют бартер.

Факторинг

Факторинг – это товарно-комиссионная операция, сочетающаяся с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (банку) неоплаченных платежный требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним, т.е. инкассирования дебиторской задолженности клиента. Если говорить простыми словами, то факторинг – это своеобразный вид кредитования под уже полученные товары или выполненные услуги.

В момент приобретения дебиторских счетов клиента банк оплачивает их в размере 70-90 % стоимости. Оставшиеся 10-30 % служат гарантией от возможных убытков в связи с непредвиденными обстоятельствами (недопоставка товаров и т.п.). Процент страхового фонда можно определить по каждой компании индивидуально, в зависимости от существующих условий. Если же имеется опыт факторинговой работы, то страховой процент можно рассчитать как средний по предприятиям со сходными условиями работы. При этом можно воспользоваться формулой:

где P r − величина процента страхового фонда (по конкретному предприятию);

S К − сумма, затраченная банком на покупку дебиторской задолженности (без процентов, комиссионных, пени, если они оставлены банком себе и т.п.), руб.;

S З − сумма переуступаемых долговых обязательств банку (дебиторской задолженности), руб. Страховой фонд необходим фактору для того, чтобы обеспечить свою устойчивость при неоплате приобретенных платежных требований.

Плата, взимаемая по факторингу, состоит из двух элементов:

  • плата за управление, т.е. комиссия – это плата банку за проведение расчетных операций самостоятельно, без участия клиента. Размер комиссионного вознаграждения зависит от степени риска, торгового оборота клиента, размера дебиторской задолженности, объема текущей работы, связанной с осуществлением этой операции;
  • плата за учетные операции, взимаемая с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочными получениями и датой инкассирования требований, т.е. процент за пользование факторинговым кредитом.

Типовая схема факторинга представлена на рисунке 10.

Следует различать факторинг с правом регресса и без такого права.

Регресс – это право агента, профинансировавшего своего клиента, осуществить обратную переуступку денежного требования ему и востребовать с него сумму авансового платежа при неоплате поставки должником по истечении определенного срока.

При факторинге с правом регресса поставщик несет кредитный риск в отношении дебиторской задолженности, проданной финансовому агенту. В случае неплатежа со стороны покупателя по любой причине, включая неплатежеспособность или банкротство, агент потребует выполнения платежа со стороны поставщика.

При факторинге без права регресса финансовый агент принимает на себя риск неплатежа со стороны покупателей. Принятие на себя таких рисков, естественно, отражается на величине комиссионных, которые берет агент за предоставление данной финансовой услуги.

Величина регресса составляет 1-2 %.

«Тихий» (скрытый) факторинг — операция, при которой клиент заключает договор факторинга со своим банком, регулярно информирует его о заключенных сделках и присылает копии всех счетов (контрагенты клиента не знают об этом), банк выплачивает клиенту определенную сумму (немедленно — около 80% стоимости поставок), а по получении денег от контрагентов клиент рассчитывается с банком. При открытом факторинге клиент указывает на своих счетах, что требование продано банку или другому фактору.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о