Закон об онлайн кассах



Содержание страницы

Онлайн кассы

C 2017 года организации и предприниматели должны применять онлайн кассы. Соответствующий Закон вступил в силу в июле 2016 года (ч. 1 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ ). Но переход на онлайн кассы происходил постепенно.

Закон об онлайн кассах: в чем суть

Закон обязывает организации и ИП применять модели ККТ с фискальными накопителями данных (ст. 1.1 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ). С помощью новых ККТ сведения о проведенных операциях с наличными или с использованием электронных средств платежа будут передаваться через операторов фискальных данных в налоговые органы в онлайн-режиме. По Закону об онлайн кассах, чтобы стать таким оператором, российская организация должна получить соответствующее разрешение на обработку фискальных данных.

Соответственно, сегодня многим организациям и ИП приходится приобретать такие онлайн кассы. Цены на них, конечно, отличаются. Вместе с тем для соблюдения требований нового Закона об онлайн кассах технику не обязательно полностью менять, какие-то аппараты можно модернизировать.

Отметим, что на сайте ФНС создан раздел, посвященный порядку перехода на онлайн кассы. Последние новости и разъяснения налоговиков по этому вопросу появляются именно там.

Кабинет ККТ

С 19.08.2017 фирмы и ИП, применяющие онлайн-кассы, в некоторых случаях обязаны общаться с ИФНС по «кассовым» вопросам только через интернет-кабинет ККТ. И соблюдать при этом определенные сроки, иначе может быть штраф. Доступ к кабинету ККТ возможен лишь через информационный сервис на сайте ФНС «Личный кабинет налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье.

Онлайн кассы для тех, кто ККТ вправе не применять

Те организации и ИП, которые до вступления в силу комментируемого Закона были вправе не применять ККТ, и далее могут ее не применять вплоть до 1 июля 2018 года (ч. 9 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ ). То есть такое право есть у вмененщиков, у предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (ч. 7 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ ), а также у тех, кто ведет торговлю с использованием торговых автоматов (ч. 11 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ ). Правда, если ИП ведет торговлю через автоматы и у него нет работников, то от применения ККТ он освобождается вплоть до 01.07.2019. Также до этой даты могут не применять ККТ организации и ИП, которые выполняют работы, оказывают услуги населению (кроме организаций и ИП с работниками, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания) и оформляют при этом БСО (ч. 8 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ ).

Закон об онлайн кассах: что изменилось для потребителя

При расчетах продавец, как и ранее, должен выдать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе. Но если до момента расчета покупатель сообщит продавцу свой абонентский номер телефона или адрес электронной почты, то онлайн касса отправит ему чек или БСО в электронном виде – на телефон или e-mail (п. 2 ст. 1.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ).

Налоговая служба комментирует данное новшество как исключительно положительное для потребителей. Ведь, получив электронный кассовый чек, покупатель может не бояться его потерять, что важно с точки зрения защиты прав потребителей. С другой стороны, далеко не каждый клиент согласится предоставить свой номер телефона или e-mail продавцу из-за опасений получить новую порцию рекламных сообщений.

Оператор фискальных данных

С 15 июля 2016 года действует Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Главное изменение — передача фискальных сведений о продаже с кассы в налоговую инспекцию в автоматическом режиме режиме через интернет.

ОФД (оператор фискальных данных) — посредник между торговой точкой и ФНС, выполняет мгновенную передачу кассовых чеков через интернет в налоговую в соответствии с последними изменениями в Федеральном законе 54-ФЗ, а также регистрацию онлайн касс в налоговой и представляет аналитику по торговым точкам.

Положения закона об онлайн кассах

Каждый чек поступает через оператора фискальных данных доставляется в налоговую

В 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» внесены следующие изменения: каждая торговая точка должна быть подключена к интернету для передачи фискальных данных о расчетах на онлайн кассе в ФНС; посредник в документообороте – оператор фискальных данных (ОФД): сперва им принимаются сведения о всех пробитых чеках в электронном виде, и сразу же передает в налоговую инспекцию с помощью интернета.

Передача фискальных данных будет осуществляться кассовыми аппаратами в автоматическом режиме. По этой причине введенное новшество никак не изменит работу кассира.

Чтобы взаимодействовать с оператором фискальных данных, кассы должны быть модернизированы либо заменены на новые. Для передачи электронных чеков у кассового аппарата должно быть соединение с интернетом, ЭКЛЗ должен быть заменен на фискальный накопитель (ФН). Программное обеспечение должно взаимодействовать с ФН и ОФД.

Онлайн регистрация касс в налоговой

Закон 290-ФЗ предоставляет вариант удаленной регистрации кассовой техники, с помощью интернета – в данном случае посещение налоговых инспекций с кассовым аппаратом не потребуется.

Для регистрации кассы в налоговой необходимо совершить следующие действия:

  • Заполнить заявление на регистрацию кассы в личном кабинете на сайте nalog.ru.
  • Подписать заявление с помощью электронной подписи.
  • Отправить его в налоговую службу.

Налоговая служба проведет сверку полученных данных о кассе и накопителе со сведениями от производителей оборудования. И если все будет нормально (такой производить и касса есть в реестре), кассе присвоят рег.номер и отправят владельцу на e-mail.

Владелец кассы вводит выданный номер в кассу и формирует отчет о фискализации. Получает проверочный код и отправляет его в налоговую. После сверки кода ФНС направит в ответ регистрационную карту. Теперь касса зарегистрирована, и на ней можно работать.

Пользователи могут воспользоваться электронными чеками для контроля и проверки

Закон говорит о том, что любой покупатель имеет право на проверку переданной в налоговую информации о его покупке. Бумажный чек содержит ссылку на сайт ОФД – там можно отыскать свой чек, используя реквизиты. Иной способ – зайти на сайт ОФД с применением QR-кода (он также напечатан на чеке). Если же сведения электронного вида отличаются от напечатанных на чеке, покупатель имеет право на сообщение об этом в налоговую службу. Если на одного бизнесмена будет слишком много жалоб, возможна налоговая проверка торгового предприятия.

После просмотра покупателем электронного чека на сайте ОФД, возможна его отправка на свою электронную почту (либо его распечатка).

Этапы перехода на on-line кассы

Законом предусмотрены несколько этапов перехода на онлайн кассы

Кто не использует кассы

В новом законе сохранен большой список исключений (и даже расширен). Кассы не планируется использовать при продаже:

  • Журналов и газет;
  • Ценных бумаг;
  • Проездных документов;
  • Обеспечение питания в учебных заведениях;
  • На рынках, ярмарках и выставочных комплексах;
  • Услуг по ремонту обуви;
  • Услуг по уходу за ребенком, больным, престарелым.

Что нужно сделать

  • Для начала передачи фискальных данных в налоговую службу требуется модернизация либо обновление кассового оборудования под новые условия
  • Необходимо подключить интернет во всех торговых точках
  • Затем необходимо выбрать оператора фискальных данных ОФД и заключить с ним соглашения на обслуживание
  • Далее необходимо, чтобы касса прошла регистрационный процесс в налоговой службе (с указанием настроек выбранного ОФД).

Отправить заявку на подключение к ОФД

Заполните все поля заявки, а в последнем поле выберите к какому ОФД (оператору фискальных данных) Вы хотите подключиться:

Новые требования — новые варианты

О снижении расходов на пользование ККТ

Собственники касс теперь не должны проходить обязательное техническое обслуживание ККТ в ЦТО. Иными словами, это существенная экономия денежных средств. Возможно проведение регистрации и перерегистрации кассы в режиме онлайн без взаимодействия с ЦТО и налоговой инспекцией. Этот способ предлагает сервис Контур.ОФД.

Также не нужно раз в год менять ЭКЛЗ, а это был самый существенный расход на кассы.

Контроль поступлений в режиме онлайн

Программное обеспечение оператора фискальных данных в режиме онлайн показывает обороты по любой кассе. Сервис Контур.ОФД может проводить консолидацию, сравнение этих данных. Возможна настройка отчетов. Для начальника это является инструментом мониторинга показателей и контроля за деятельностью торгового предприятия.

Упрощенная процедура регистрации кассы

Регистрация и перерегистрация кассовой техники будет возможна в удаленном режиме, посредством сети интернет – взаимодействовать в этом случае с ЦТО либо заниматься посещением налоговых инспекций нужды не будет. Личный кабинет Контур.ОФД обладает сервисом регистрации касс в режиме онлайн: им просто и удобно пользоваться.

Сократится количество налоговых проверок

Поскольку фискальные данные будут организованно и полностью отправляться в налоговую службу, она будет иметь информацию обо всех расчетах фирмы. Удаленный контроль сократит количество выездных проверок.

Фактор честной конкурентной среды

Так как информация о любой транзакции передается в ФНС, утаить какую-либо выручку будет нереально. Всем придется платить налоги со всей выручки, незаконная «оптимизация» налогообложения станет невозможна.

Возможности сервиса Контур.ОФД

Осуществляет передачу фискальных данных

Рассчитывайтесь с пользователями так, как привыкли. Сведения о любом выданном чеке в автоматическом режиме будут получены сервисом Контур.ОФД. Далее он перенаправит их в налоговую службу.

Кассовая техника осуществляет передачу в адрес ОФД:

  • Регистрационного отчета (о том, что параметры регистрации изменены);
  • Отчетов о том, что смены открыты либо закрыты;
  • Кассовых чеков (БСО);
  • Кассовых чеков коррекции;
  • Отчет о текущем состоянии расчетов;
  • Отчет о закрытии фискального накопителя.

При получении подтверждения о приеме чека от ОФД считается выполненным требование о передаче чека в налоговую инспекцию. Далее оператор осуществляет передачу фискальных данных в ФНС.

Займитесь передачей фискальных данных с ККТ в ФНС уже в момент добровольного подключения. Таким образом, Вы покажете ФНС, что является добросовестным налогоплательщиком.

Проводит регистрацию онлайн касс

Для регистрации кассового аппарата вовсе не требуется посещение ФНС вместе с техникой. Личный кабинет сайта Контур.ОФД дает возможность заполнения заявления на регистрацию ККТ. Оно будет подписано с помощью электронной подписи, и отправлено в налоговую. Вы получите номер регистрации. Далее Вами проводится фискализация и передача отчета в ФНС. Выдается регистрационная карточка ККТ.

Вы зарегистрировали свою кассу!

Выполняет анализ работы торговых предприятий

Воспользуйтесь всеми возможностями СКБ Контур как оператора фискальных данных. Отслеживайте актуальную информацию по прибыли, проводите сравнение активности клиентов и финансовых показателей за различные временные периоды, осуществляйте контроль работы продавцов.

Сведения всегда могут быть загружены в формате Excel.

О модулях

Данные защищаются несколькими уровнями

Не беспокойтесь за безопасность данных, которые передаются через наш сервис. Любой чек, который направит касса, зашифруется и будет защищен с помощью фискального признака (его сгенерирует фискальный накопитель). Вся информация, полученная нашим сервисом, хранится на серверах в защищенных центрах обработки данных. Налажена система резервного копирования.

Закон 54-ФЗ гласит, что на оператора фискальных данных накладывается обязанность по соблюдению конфиденциальности полученной информации. Сервисом Контур.ОФД будут выполнены все требования по защите сведений: технические, программные и организационные меры.

Чеки гарантированно доставляются в налоговую службу

Любой чек, переданный через наш сервис, гарантированно будет доставлен в ФНС.

Для получения статуса ОФД требуется обладать положительным заключением экспертной комиссии о том, что техническое решение отвечает условиям российского законодательства об использовании ККТ. Это – гарантия стабильности приема и передачи сведений в налоговую службу.

Все требуемые лицензии

ФНС, ФСТЭК, ФСБ и Роскомнадзором предъявляются серьезные требования к передаче фискальных данных. СКБ Контур, как потенциальный ОФД, имеет полный набор всех требуемых лицензий:

  • Лицензия Роскомнадзора от 29.03.2016 № 139066 на предоставление телематических услуг связи.
  • Лицензия Роскомнадзора от 17.02.2016 № 140547 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
  • Лицензия ФСБ от 16.06.2015 № 523, разрешающая осуществлять работы и оказывать услуги в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств.
  • Лицензия ФСБ от 16.06.2015 № 523 на право осуществления деятельности по распространению шифровальных средств.
  • Лицензия ФСТЭК от 11.12.2009 № 0957 на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Совместимость с ККТ и кассовым ПО

Неважно, кто производель кассовой техники, и на каком программном обеспечении оно работает. Наш сервис совместим с любым кассовым программным обеспечением и любой контрольно-кассовой техникой. СКБ Контур проводит успешное тестирование Контур.ОФД на оборудовании главных производителей ККТ — «Атол», «Штрих-М», «Дримкас», «Кристалл» и многих иных.

Стоит также заметить, что по новым поправкам в Федеральный закон 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника должна работать с любым оператором фискальных данных.

Большой опыт работы с Федеральной налоговой службой

СКБ Контур и Федеральная налоговая служба активно сотрудничают уже 16 лет. Направление – развитие электронной отчетности в стране. Мы понимаем, какими вопросами может интересоваться клиент при электронном документальном обороте с налоговой инспекцией, и оказываем помощь в их решении. Отдел, отвечающий за работу с государственными органами, занимается решением вопросов, касающихся обработки документов в инспекциях. Если возникают спорные ситуации, мы делаем официальный запрос за разъяснениями в налоговую службу, или же рекомендуем, каким образом лучше поступить в данной ситуации.

Круглосуточная техническая и экспертная поддержка

Всегда, когда Вам требуется консультация, Вы можете позвонить на нашу горячую линию – наши эксперты находятся на связи круглые сутки.

Вы получите помощь не только в решении технических вопросов (каким образом осуществить подключение к сервису, как провести установку электронной подписи, как зарегистрировать кассу в режиме онлайн и так далее), но и консультацию по любому вопросу, связанному с передачей информации в налоговую службу. Вам разъяснят и детали нового законодательного акта, и схему электронного документального оборота с контролирующим органом.

Отправить заявку на подключение к ОФД

Заполните все поля заявки, а в последнем поле выберите к какому ОФД (оператору фискальных данных) Вы хотите подключиться:

Онлайн-кассы с 2017 года — закон принят

Онлайн-кассы с 2017 года закон принят. В чем его суть, кого он касается и каковы этапы введения в использование его положений? Об этом — в нашей статье.

Июнь 2016 года: Госдума приняла законопроект о наличных расчетах

В июне 2016 года Госдума приняла законопроект, ставший после всех последующих этапов его рассмотрения законом РФ «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Этот закон определил ряд существенных изменений в законе РФ «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Главным из этих новшеств явилось внедрение в применение в расчетах ККТ, способных передавать в режиме реального времени (т. е. онлайн) информацию об осуществленных продажах непосредственно в налоговый орган. Несмотря на отсутствие в законе от 03.07.2016 № 290-ФЗ термина «онлайн», новые ККТ незамедлительно приобрели неофициальное название «онлайн-кассы», а закон № 290-ФЗ в обиходе стал именоваться законом об онлайн-кассах.

Итак, закон об онлайн-кассах с 2016 года принят. Что влечет за собой введение онлайн-касс? Последствия таковы:

  • объемы реализации при розничных продажах берутся под контроль налоговыми органами при осуществлении каждой сделки;
  • правильность оформления первичных документов на продажу контролируется в 2 этапа: оператором фискальных данных, через которого информация пойдет в ИФНС, и самой ИФНС;
  • возникшая информация о продаже хранится в специальных фискальных накопителях данных и защищается от изменений;
  • документы, выдаваемые покупателям, начинают существовать не только в бумажной, но и в электронной форме;
  • упрощается (становясь электронной) процедура регистрации ККТ;
  • исчезает необходимость ведения достаточно объемной первичной учетной документации, применяющейся в настоящее время при работе с ККТ;
  • снижается, сводясь к вопросам чисто технического обслуживания кассовой техники, роль ЦТО.

Кроме того, законом об онлайн-кассах приняты и другие новшества, отразившиеся на содержании как закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, так и статей КоАП РФ, устанавливающих ответственность за неприменение ККМ. Например, изменены:

  • состав лиц, обязанных применять ККТ;
  • требования к кассовой технике;
  • способ оформления БСО, который становится исключительно автоматизированным;
  • значение автоматизированных устройств для оформления БСО: они теперь приравниваются к кассовым аппаратам;
  • перечень реквизитов кассовых чеков и БСО;
  • размеры санкций за неприменение ККТ.

О том, как изменились санкции за неприменение ККТ с 15.07.2016, читайте в статье «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».

Действует закон об онлайн-кассах с 2016 года, однако не все его нововведения становятся обязательными к применению со дня вступления закона в силу (15.07.2016). Из-за этого интерес представляет разбивка процесса внедрения новшеств на этапы, в течение каждого из которых будет действовать свой набор положений, обусловливающих постепенный переход к полноценному использованию новой редакции закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Основная часть изменений в правилах применения ККТ в рамках закона об онлайн-кассах с 2017 года будет введена в действие.

Что новый закон меняет в составе лиц, применяющих ККТ

За большей частью юрлиц и ИП, имевших право на неприменение ККТ, такое право сохранено. В их числе торгующие:

  • газетами, журналами и сопутствующими товарами через киоски;
  • ценными бумагами;
  • проездными билетами на общественный транспорт, продаваемыми в салоне этого транспорта;
  • мороженым и разливными безалкогольными напитками;
  • в разнос, на ярмарках, на розничных рынках и на выставках;
  • молоком, квасом, живой рыбой с автоцистерн;
  • сезонными овощами, фруктами и бахчевыми культурами;
  • питанием, предназначенным для учащихся и преподавателей образовательных учреждений во время занятий;
  • на территориях отдаленных и труднодоступных (по перечню, утвержденному регионом);
  • аптечными товарами в сельских фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах.

Дополнительно право на освобождение от применения ККТ с 15.07.2016 получили юрлица и ИП:

  • оказывающие услуги по ремонту и окраске обуви;
  • изготавливающие и ремонтирующие металлогалантерею и ключи;
  • осуществляющие уход за детьми, больными, инвалидами и престарелыми;
  • продающие изготовленные собственными силами изделия народных художественных промыслов;
  • выполняющие вспашку огородов и распиловку дров;
  • оказывающие услуги носильщиков;
  • ИП, сдающие в аренду свое жилье.

С 01.07.2018 утратят право не применять ККТ юрлица и ИП:

  • оказывающие услуги населению с оформлением БСО, поскольку выдача БСО станет производиться через автоматизированные устройства, аналогичные онлайн-кассам;
  • плательщики ЕНВД;
  • ИП на патенте;
  • продающие лотерейные билеты и почтовые марки по номиналу;
  • торгующие чайной продукций в поездах;
  • реализующие товар через торговые (вендинговые) автоматы.

Кроме того, с 15.07.2016 введены:

  • Обязанность применения ККТ при расчетах через интернет (за исключением расчетов между юрлицами, между ИП или между юрлицом и ИП);
  • Возможность применять БСО при оказании не только услуг, но и работ для населения. Соответственно, с 01.07.2018 у лиц, применяющих БСО при выполнении работ для населения, также появится обязанность использовать автоматизированное устройство для выдачи БСО.

Какой станет новая контрольно-кассовая техника

Новую кассовую технику будет отличать следующее:

  • обязательность подключения к интернету;
  • способность к сохранению, защите и передаче фискальных данных в ИФНС;
  • возможность формирования и распечатывания кассовых чеков и БСО;
  • отсутствие фискальной памяти и ЭКЛЗ;
  • наличие фискального накопителя, внесенного в специальный реестр накопителей.
  • применения ККТ, включенной в специальный реестр кассовой техники;
  • регистрации кассы в ИФНС и перерегистрации ее при замене фискального накопителя.

Необходимость приобретения новой кассы возникнет не у всех. Некоторые модели старых касс могут быть модернизированы.

К перечню обязательных реквизитов кассового чека и БСО добавятся:

  • место продажи (почтовый адрес или адрес сайта);
  • признак, указывающий на вид производимой операции;
  • система налогообложения;
  • ставка НДС;
  • номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • адреса электронных почт отправителя и получателя для чеков, направляемых покупателю в электронном виде.

Этапы введения в действие закона об онлайн-кассах

С учетом установления разных сроков начала действия ряда положений закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (ст. 7), можно выделить следующие этапы его внедрения в применение:

  • с 15.07.2016 расширен круг лиц, имеющих право не применять ККТ, возникла обязанность применения кассовой техники при интернет-расчетах, стало возможным применение БСО при выполнении работ для населения, ужесточена ответственность за неприменение ККМ (п. 1);
  • с 01.02.2017 становится невозможной регистрация ККМ старого образца (п. 6), но работать на них пока можно (п. 3);
  • с 01.07.2017 применение ККТ старого образца прекращается (п. 3), но лица, по закону № 290-ФЗ попавшие в перечень утративших право на освобождение от применения ККТ, продолжают пользоваться таким освобождением (пп. 7–9, 11);
  • с 01.07.2018 применение онлайн-касс становится обязательным и для лиц, по закону № 290-ФЗ попавших в перечень утративших право на освобождение (пп. 7–9, 11).

Таким образом, в период с 15.07.2016 по 30.06.2017 использование онлайн-касс будет добровольным для всех. Но у лиц, обязанность применения касс для которых наступит только с 01.07.2018 (использующих БСО, плательщиков ЕНВД, ИП на патенте), период добровольного применения продлится с 15.07.2016 по 30.06.2018.

Итоги

Ключевые положения закона об онлайн-кассах, влияющие на вид используемой кассовой техники и, соответственно, на процедуру взаимодействия с налоговыми органами, в обязательном порядке начинают применяться только с 01.07.2017. Однако с 15.07.2016 также вступает в силу ряд новшеств, существенных для применения ККТ, пусть и старого образца. Среди них — изменение круга лиц, обязанных применять ККТ, и ужесточение административной ответственности за неприменение кассовой техники.

Новый закон об онлайн кассах в Российской Федерации

Опубликовал: admin в Законы РФ 22.11.2018

Закон об онлайн кассах: содержание, действующая редакция

Представить себе в наши дни ведение предпринимательской деятельности — в особенности в сфере розничной торговли, без использования кассового аппарата — невозможно. Данное устройство позволяет производить расчет и учет производимых операций. Первые модели-прототипы были выпущены более ста лет назад, став основой для появления современной контрольно-кассовой техники (в частности, онлайн касс).

Чек — это упрощенная форма договора купли-продажи. Выпущенный кассовым аппаратом, он является для покупателя бóльшей гарантией, нежели, к примеру, выписанный от руки товарный чек.

Общие положения закона

В настоящей статье речь пойдет о содержании закона о кассовой технике и изменениях, внесенных в него в последнее время, суть которых как раз и стала причиной появления таких обиходных названий как закон о новых кассовых аппаратах или об онлайн кассовых аппаратах, о введении онлайн касс, закон по кассам онлайн или закон об электронных кассах.

Законом об онлайн кассах в последнее время принято называть Федеральный закон N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», принятый Государственной Думой РФ в апреле и одобренный Советом Федерации РФ в мае 2003 года.

Структурно закон представлен десятью статьями. Закон N 54-ФЗ регламентирует порядок использования контрольно-кассовых аппаратов предпринимателями при обслуживании клиентов и другие значимые аспекты, которые мы рассмотрим, представив краткое содержание закона:

  • Законодательство в части использования ККТ;
  • Правила и особенности применения такой аппаратуры;
  • Порядок ведения реестра контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей;
  • Требования к контрольно-кассовой технике и информационным накопителям;
  • Экспертиза ККТ и требования к экспертным организациям;
  • Регистрация и снятие ККТ с регистрационного учета;
  • Порядок и условия её применения;
  • Разрешение на обработку фискальных данных и требования к получателю разрешения;
  • Договор на обработку фискальных данных, обязанности оператора;
  • Требования к чеку и бланку;
  • Обязанности предпринимателей при расчете клиентов;
  • Права и обязанности налоговой службы в рамках контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ;
  • Особенности действия 54-ФЗ на территории Крыма и г. Севастополь.

Условия и срок перехода на онлайн кассы

Поскольку для таких кардинальных изменений, как, в частности, переход на электронные онлайн кассы, нужно время (в первую очередь это касается сфер оказания услуг и розничной торговли), законодатель отложил вступление некоторых положений в силу.

Данная отсрочка была заложена в закон для приобретения или приведения к соответствию требованиям всей необходимой материально-технической базы.

Таким образом, до 1 июля 2018 года некоторые категории предпринимателей вправе не использовать новую контрольно-кассовую аппаратуру (онлайн кассы). К ним относятся:

  • Индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения (кратко: ИП на ПСН);
  • Юридические лица на едином налоге на временный доход (ЕНВД).

Также отсрочка по применению онлайн касс распространяется, согласно внесенным в ноябре 2017 года поправкам на организации, оказывающие услуги гражданам, и ИП с одним работником при условии использования бланков строгой отчетности для обслуживания клиентов.

У перечисленных предпринимателей в запасе срок до 1 июля 2019 года на переход на новую систему онлайн касс.

Полный перечень освобожденных от использования ККТ нового образца лиц можно найти в ст. 2 об особенностях использования кассовых аппаратов отдельными видами организаций и предпринимателей.

Какие были внесены изменения для потребителя?

За почти 15 лет своего существования, закон претерпел многократные изменения. Последние поправки датируются июлем 2016 года, отдельные положения которых должны вступить в силу в разное время.

Внесены были Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…»», который в свою очередь также был дополнен в ноябре 2017 года.

Некоторые изменения, внесенные в 2016 году, коснулись формулировок. Так, «платежные карты» были переименованы в «электронные средства платежа».

ФЗ-54 пополнился статьей 1.1, содержащей основные понятия, применяемые в законе:

  • Бланк строгой отчетности и автоматизированная система для таких бланков;
  • автоматическое устройство для расчетов;
  • база фискальных данных, их обработка, оператор данных и его техсредства;
  • фискальный признак: средства формирования и проверки; признаки документа, оператора, подтверждения, сообщения;
  • заводской номер, изготовитель, кабинет контрольно-кассовой техники, кассовый чек, ключ фискального признака, мастер-ключ;
  • контрольно-кассовая техника: модель, регистрация, перерегистрация и снятие с учета;
  • пользователь, расчеты;
  • фискальный документ, накопитель и его модель;
  • реестры ККТ и фискальных накопителей;
  • эксперт и экспертная организация.

Закон 54-ФЗ также был дополнен статьей 1.2, содержащей правила применения ККТ и обозначающей сферу применения контрольно-кассовой техники. Первое и основное правило заключается в обязанности организаций и предпринимателей применять контрольно-кассовую аппаратуру (в особенности те самые онлайн кассы) при осуществлении расчета с клиентами за исключением случаев, обозначенных в законе.

Статья 2 ФЗ-54 об особенностях применения ККТ была изложена в другой редакции. Именно в этой статье обозначены те категории предпринимателей и организаций, для которых условия применения кассовой техники отличны, т. е. нестандартны. К примеру, конкретизированы условия работы с выручкой для кредитных организаций, газетных киосков, столовых учебных заведений, церквей и др. религиозных организаций при проведении обрядов или реализации предметов культа, рынков и ярмарок, киосков с мороженным, мастерских, ремонтирующих обувь и изготавливающих ключи и т. д.

Сделано также исключение как по части требования обязательного подключения ККТ к сети Интернет (онлайн касса), так и в целом по части использования контрольно-кассовой техники для магазинов и предпринимателей, магазины и офисы которых находятся в большом отдалении от «цивилизации».

Чтобы ознакомиться со всеми правилами использования контрольно-кассовой техники и исключениями из этих самых правил, советуем скачать «закон об онлайн кассах» и самостоятельно ознакомиться с полным текстом ФЗ-54. Ссылка на скачивание тут.

Вернемся к внесенным изменениям. Статья 3 ФЗ-54 была изложена в новой редакции. Статья 3 прописывает порядок ведения:

  • реестра контрольно-кассовой техники;
  • реестра фискальных накопителей.

Для включения кассового аппарата в реестр, изготовитель должен представить в уполномоченный орган заявление о соответствии ККТ установленным требованиям, включив в него определенный перечень сведений:

  • Наименование изготовителя, ИНН, модели ККТ и накопителей, которые прежде были внесены в реестр аналогичным образом;
  • Сведения о возможности использования аппарата в автоматических устройствах для расчета, для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети «Интернет» (т.е. в качестве онлайн кассы) и в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности.

Также закон о ККТ ФЗ-54 был дополнен статьей 3.1 об экспертизе моделей кассовой техники и техсредств оператора фискальных данных. Сведения об уполномоченных экспертных организациях также заносятся в специальный реестр. Статья содержит порядок включения экспертной организации в реестр, требования к ведению экспертной деятельности, в частности к минимальному числу экспертов, величине чистых активов организации, обеспечению конфиденциальности данных и др., а также факторы, за которыми следует исключение из реестра. Также статья содержит требования к содержанию экспертного заключения.

Статья 4 закона ФЗ-54 о требованиях к ККТ также была изложена в другой редакции. Перечислим некоторые требования:

  • кассовая техника должна иметь корпус, заводской номер, встроенные часы;
  • осуществлять проверку контрольного числа при его вводе пользователем, обеспечивать прием информации о сумме расчета и др.

Закон ФЗ-54 был дополнен статьями:

  • ст. 4.1, в которой обозначены также требования к накопителю;
  • ст. 4.2 о порядке регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники;
  • ст. 4.3 о порядке и условиях применения ККТ;
  • ст. 4.4. о разрешении на обработку фискальных данных;
  • ст. 4.5 о требованиях к соискателю разрешения на обработку фискальных данных и оператору фискальных данных;
  • ст. 4.6 о договоре на обработку фискальных данных;
  • ст. 4.7 о требованиях к кассовому чеку и бланку строгой отчетности.

Что касается обязанностей организаций и предпринимателей, осуществляющих расчеты, регулирующая их статья 5 ФЗ-54 также была изложена в другой редакции. Так, пользователи должны:

  • Регистрировать свою кассовую технику;
  • Использовать только аппаратуру, соответствующую всем требованиям настоящего закона приобретя новую или усовершенствовав старую модель, если производитель предоставит такую техническую возможность;
  • Выдавать или отправлять своим клиентам чеки или бланки;
  • Обеспечивать сохранность накопителей, исключая возможность несанкционированного доступа;
  • Предоставлять в налоговую службу по запросу требуемые документы и сведения, обеспечивать беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю и соответствующей документации;
  • Осуществлять замену расходных материалов и т.д.

Статья 7 о правах и обязанностях налоговых органов в процессе реализации надзорной функции также была переписана. К числу полномочий представителей налоговой службы относятся:

  • Ведение мониторинга расчетов с применением ККТ, проверка использования кассовой техники, полноты учета выручки, деятельности операторов фискальных данных;
  • проверка оформления и выдачи чеков и бланков клиентам и др. документов, подтверждающих факт расчета, в том числе путем приобретения и оплаты товаров, совершения платежей (так называемые контрольные закупки);
  • Вынесение предписаний об устранении нарушений, взаимодействие с органами внутренних дел, а также ФСБ и др.

Банки обязаны предоставлять налоговому органу сведения о наличии счетов, остатках средств, выписки по операциям и др.

Перейдем к изменениям, введенным в ноябре 2017 года.

Появилось понятие «онлайн касса», связанное с требованием подключения ККТ к сети Интернет, вне зависимости от того, производятся расчеты в виде электронных платежей или наличными средствами. Вместо электронной контрольной ленты теперь используется накопитель, который выполняет функции шифрования, хранения и передачи данных оператору.

Фискальный накопитель подлежит замене раз в 13 или 36 мес. Срок в 36 месяцев для использования накопителя предоставляется предпринимателям, ведущим свою деятельность на основе упрощенной и патентной систем налогообложения, ЕНВД (единый налог на временный доход) и организаций, оказывающих услуги. По мере заполнения его памяти может быть заменен раньше установленного срока. Хранится после снятия с регистрации в течение 5 лет.

В чеке теперь напротив каждой товарной позиции должна указываться ставка НДС.

Интернет-магазины также обязаны использовать онлайн кассы нового образца, с той лишь разницей, что вместо распечатанного на бумаге чека или бланка, документ отправляется на электронную почту или мобильный телефон.

Санкции за нарушение положений закона ФЗ-54 прописаны в статье 14.5 КоАП РФ. Перечислим основные:

  • Отсутствует онлайн касса: от 1/4 до 1/2 суммы расчета но не менее 10 тыс. руб. для ИП и от 3/4 от общей суммы проведенных операций, но не менее 30 тыс. руб. — для организаций.
  • Повторное нарушение при отсутствии онлайн кассы может грозить приостановлением деятельности: до 90 суток для компаний и от года до 2-х лет — для ИП.

Скачать новый закон об онлайн кассах

Чтобы в полной мере ознакомиться со всеми изменениями закона об онлайн кассах, перечисленными и описанными вкратце выше, предлагаем скачать Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Закон об онлайн-кассах с 2018 года (закон 54-ФЗ) – как продвигается кассовая реформа?

3 июля 2018 года приняты изменения в 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники с 2018 года – последние новости подтверждают, что поправки вступят в силу с 1 января 2019 года.

Расскажем, какие изменения были внесены в ФЗ-54 про онлайн-кассы. Текст закона можно скачать в конце статьи.

Применение онлайн-касс

Закон об онлай-кассах вступил в силу еще в прошлом году. Именно в 2017 году были внесены глобальные изменения в законодательство о применении кассовой техники. В целях обеспечения большей прозрачности денежных операций и расчетов были введены онлайн-кассы (неофициальное, но общепринятое название).

Что такое онлайн-касса?

Это аппарат, которые оснащен подключением к Интернету и способен передавать информацию в виде фискальных документов и кассовых чеков в налоговую и клиенту в электронном виде. Делается это посредством специального оператора. Список операторов, получивших разрешение на работу с ККТ и обработку фискальных данных, размещен на сайте ФНС РФ.

Внедрение онлайн-касс происходит постепенно, переход на их использование предусмотрен в несколько этапов, и в 2018 году запланирован очередной этап. При этом законодатель не установил обязательную замену аппаратов, если их можно модернизировать. Другой вариант – приобрести новую ККТ с гарантией, что она уже соответствует не только требованиям закона, но и новейшим техническим разработкам, например, производства компании «Атол». В интернет-магазине компании есть дешевые модели, цена которых не превышает 14 000 рублей.

Обзор основных изменений

Актуальные для 54-ФЗ изменения 2018 года по онлайн-кассам «Консультант-плюс» уже опубликовал в виде специального обзора (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89735/b20437fb8e93b24ec7e6d38a0fc14eafee11ea36/#dst100017), который позволят оценить их масштаб.

Далее приведем таблицу основных изменений с кратким анализом поправок.

— оплата в терминалах услуг перевозки пассажиров;

— при применении электронных средств платежа в вендинговых аппаратах (кроме оплаты подакцизной продукции, товаров, подлежащих маркировке, технически сложных товаров)

Настоящие поправки предусматривают, что ряд индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, освобождаются от ККТ, в случае, если клиентам выдается отвечающий всем требованиям кассовый чек.

Исключение из этого правила есть, они перечислены в пункте отдельно, но, например, сдавать в аренду объекты можно без применения ККТ

В новой редакции перечислены случаи, когда предприниматели и организации освобождены от применения ККТ (в основном, случаи касаются применения автоматических устройств). Сроки перехода на онлайн-кассы не подверглись изменению.

Онлайн-касса для ИП на ЕНВД в 2018 году – последние новости

Изначально, в ранней редакции ФЗ-54, был предусмотрен переход на онлайн-кассы в два этапа:

  • первый – до 01.07.2017г. для всех хозяйствующих субъектов, применяющих основную и упрощенную систему налогообложения;
  • второй – до 01.07.2018г. для ИП, использующих патентную систему и хозяйствующих субъектов, уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Однако многие предприниматели и организации оказались не готовы к столь быстрым изменениям. Поэтому второй этап был подразделен на два подэтапа и части налогоплательщиков дана отсрочка до 01.07.2019г.

Вообще, норма о применении контрольно-кассовой техники с 01.07.2018 для ИП на ЕНВД содержится в ФЗ-290 от 03.07.2016г. Те же правила были установлены данным нормативным актом в отношении ИП, применяющих патентную систему налогообложения. Однако 27.11.2017г. в этот закон были внесены поправки ФЗ-337.

Схематично суть подэтапов в письме с разъяснениями ФНС РФ от 03.04.2018г. определена так:

  • до 01.07.2018г. переходят на онлайн-кассы субъекты, работающие в сфере малой торговли и общепита с привлечением наемной силы;
  • до 01.07.2019г. — ИП и организации, оказывающие услуги населению и осуществляющие торговлю без привлечения наемных работников.

Кто переходит с 01.07.2018г?

Разберем более детально, кто переходит на онлайн-кассы в 2018 году в соответствии с действующим законодательством. В уже упомянутом письме ФНС РФ указаны эти категории налогоплательщиков:

  • юридические лица и ИП, работающие с привлечением наемной силы, в сфере общественного питания и реализующие товары при помощи автоматизированных систем;
  • компании, уплачивающие единый налог на вмененный доход и работающие в сфере торговли и общепита;
  • ИП, заключившие трудовые договоры с работниками, на ЕНВД и ПСН.

Кому предоставлена отсрочка?

В соответствии с законом предоставлена отсрочка перехода на онлайн-кассы до 01.07.2019г. для следующих категорий налогоплательщиков:

  • юридические и физические лица на ЕНВД, кроме тех, которые осуществляют розничную торговлю и работают в сфере общественного питания;
  • индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, кроме тех, которые осуществляют розничную торговлю и работают в сфере общественного питания;
  • ИП на ПНС и «вмененке», оказывающие услуги общественного питания и ведущие розничную торговлю без наемных работников;
  • ИП и компании, не заключившие трудовые договоры, осуществляющие продажу товаров через автоматы;
  • юрлица и физлица, оказывающие услуги населению (кроме осуществляющих деятельность в сфере общественного питания и заключивших трудовые договоры с работниками).

Таким образом, этими категориями налогоплательщиков не применяются онлайн-кассы с 1 июля 2018 года. Изменения для ИП и юрлиц из категории «льготников» вступят в силу с отсрочкой – с 1 июля 2019 года. Не стоит забывать, что по требованию клиента данные субъекты предпринимательской деятельности обязаны выдать заменяющий чек ККТ документ: квитанцию или товарный чек.

Внесенные изменения касаются всех предпринимателей и хозяйствующих субъектов в РФ, они актуальны на всей территории страны, а не только в Москве и Санкт-Петербурге.

Кому не нужно переходить на онлайн-кассы?

Список видов деятельности, при осуществлении которой нет нужны применять онлайн-кассы, перечислен в ст. 2 54-ФЗ:

  • операции в банкоматах и устройствах, которые передают поручения по переводу денег
  • торговля в газетно-журнальных киосках, если газеты и журналы занимают не менее 50% товарооборота, а сопутствующие товары из списка, который утвердили местные власти
  • продажа ценных бумаг
  • продажа билетов водителем или кондуктором в транспорте
  • обеспечение питанием в школах и детских садах
  • розничная торговля непродовольственными товарами на рынках, ярмарках и выставках без обустроенных торговых мест, кроме товаров из распоряжения правительства от 14.04.2017 N 689-р
  • разносная торговля, кроме технически сложных товаров и скоропортящихся продуктов
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами и фруктами, в том числе картофелем и бахчевыми культурами
  • прием стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома, драгметаллов и камней.
  • ремонт и окраска обуви
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами
  • продажа изделий народных художественных промыслов, если сам изготовил
  • вспашка огородов и распиловка дров
  • услуги носильщиков на вокзалах, в портах и аэропортах
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) своих жилых помещений

Правило о налоговом вычете на онлайн-кассы

Федеральный закон №349-ФЗ от 27.11.2017г. внес очередные изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. На этот раз законодатели решили предоставить определенные преференции индивидуальным предпринимателям, перешедшим на использование онлайн-касс. Теперь ИП, применяющие ЕНВД или ПСН, перешедшие на онлайн-кассы и вовремя зарегистрировавшие их в налоговой, наделены правом на уменьшение суммы обязательных к уплате налогов.

Предоставляемый в соответствии с законом налоговый вычет, может достигнуть 18 000 рублей на каждый экземпляр кассы, в эту суммы можно включить не только расходы по покупке самого аппарата ККТ, но также и фискального накопителя, необходимых программ, настройке и приведение техники а рабочий режим. Индивидуальные предприниматели — плательщики ЕНВД для того, чтобы воспользоваться данным правом, должны предоставить декларацию, а обладатели патента — заявление. В этих документах ИП обязательно должны указать сведения о моделях и регистрационных номерах касс, суммы расходов по их приобретению.

Ответственность за нарушения

Неприменение ККТ или использование аппаратов с нарушениями законодательных требований преследуется по закону. Этим правонарушениям посвящены ч. 2-4 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за отсутствие ККТ зависит от суммы расчета, произведенного без ККТ и составляет:

  • для физических лиц – от 1/4 до 1/2 (но менее 10 000 рублей быть не может);
  • для юридических лиц – от 3/4 до 1 (но не менее 30 000 рублей).

Повторное совершение данного правонарушения, если в совокупности сумма расчетов без ККТ составила миллион и более рублей, карается дисквалификацией от одного до двух лет для должностных лиц, а деятельность виновных предпринимателей и организаций вообще может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Менее серьезные наказания предусмотрены за нарушение правил использования ККТ: контролирующие органы могут ограничиться вынесением предупреждения, если правонарушение малозначительное, или наложить штраф:

  • на должностных лиц — от 1 500 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Как идет переход на онлайн-кассы?

Второй этап кассовой реформы успешно стартовал в июле 2018 года. По оценкам экспертов ФНС РФ, 01.07.2018г. на онлайн-кассы должно было перейти порядка 950 000 хозяйствующих субъектов. На 30.06.2018г. было известно, что уже установили требуемое оборудование или готовятся это сделать в ближайшее время 600 000 из них.

Предприниматели не торопятся следовать предписаниям закона, при этом информационные агентства на основании опросов делают вывод, что около 15% респондентов среди представителей бизнеса вообще не знают о такой обязанности. 32% заявили, что не будут покупать необходимую технику. Такие данные предоставлены Национальным агентством финансовых исследований. У многих вопрос приобретения онлайн-касс не решен потому, что предприниматели надеялись на отсрочку или отмену закона, ведь это отвечает целям экономии средств. Однако теперь неисполнение закона грозит штрафами.

По оценкам оператора фискальных данных ofd.ru, на покупку и установку оборудования в целом на втором этапе будет потрачено около 31 миллиарда рублей. Затраты одного предпринимателя, при этом составят в среднем от 29 до 37 тысяч рублей. Однако многое зависит от вида деятельности. Например, установка некоторых необходимых программ складского и производственного учета, позволяющих обеспечить детализацию счета на предприятиях общественного питания, обойдется и в 100 000 рублей.

Часть потраченных средств предприниматели могут вернуть законным способом. Второй этап перехода на онлайн ККТ слабо освещается в прессе, наблюдается нехватка информации, поэтому многие не знают о предоставлении налогового вычета, а ведь затраты можно существенно снизить (до 18 000 рублей на каждый аппарат).

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о