Аттестация рабочих мест по условиям труда 2019



Содержание страницы

Аттестация рабочих мест по условиям труда 2019

Раздел «Аттестация рабочих мест» постоянно дополняется и обновляется. На этой странице Вы можете скачать бесплатно, без регистрации нормативные акты: положение, порядок, инструкция, список, перечень, приказ, гигиеническая характеристика, ДСН, ДСП, а также бланки: приказ, протокол, карта условий труда, на украинском и русском языке.

Страница 1 из 2

Аттестация рабочих мест по условиям труда на предприятиях и в организациях Украины проводится в соответствии с требованиями «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.1992 № 442 (далее – Порядок). Ранее этот нормативный акт имел обозначение как НПАОП 0.00-6.23-92, но сейчас он не входит в реестр НПАОП. В октябре 2016 года Кабинет Министров Украины принял Постановление «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины и признании утратившими силу некоторых актов Кабинета Министров Украины и Совета Министров УССР» от 05.10.2016 №741, поэтому данная статья должна рассматриваться с учетом внесённых изменений.

Начиная с января 2016 года Государственная служба Украины по вопросам труда разрабатывает проект «Порядка осуществления контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», с последней редакцией которого можно ознакомиться на нашем сайте.

Порядок является основным нормативным документом при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с п. 1 Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) проводится на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, а также на их потомков как теперь, так и в будущем.

В соответствии с п. 2 Порядка основная цель аттестации состоит в регулировании отношений между собственником или уполномоченным им органом и работниками в области реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.

Методические рекомендации по проведению аттестации
рабочих мест по условиям труда

В соответствии с п. 3 Порядка аттестация проводится в соответствии с Порядком и методическими рекомендациями по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждаемыми Минтруда и Минздрава.
Постановлением Министерства труда Украины от 01.09.1992 N 41 утверждены «Методические рекомендации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее — методические рекомендации).

Скачать «Методические рекомендации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденные постановлением Министерства труда Украины от 01.09.1992 N 41, в формате *.doc, на украинском языке.

Аттестационная комиссия

В соответствии с п. 4 Порядка аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяется приказом по предприятию, организации в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.
О создании аттестационной комиссии, ее задачах, функциях и полномочиях указано в п. 2 Методических рекомендаций.

Скачать образец приказа «О проведении первичной аттестации рабочих мест по условиям труда и определения прав работающих на льготы и компенсации», в формате *.doc, на украинском языке.

Санитарные нормы и правила

В соответствии с частью третьей п. 6 Порядка аттестация рабочих мест предусматривает комплексную оценку факторов производственной среды и характера труда на соответствие их характеристик стандартам безопасности труда, строительным и санитарным нормам и правилам.

Основные Государственные санитарные нормы и правила, используемые при проведении санитарно-гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса:

Скачать ДСН 3.3.6.037-99 «Санитарные нормы производственного шума, ультразвука и инфразвука», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.1999 N 37, в формате *.doc, на украинском языке.

Скачать ДСП 3.3.1.038-99 «Предприятия черной металлургии Государственные санитарные правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.1999 N 38, в формате *.doc, на украинском языке.

Скачать ДСН 3.3.6.039-99 «Государственные санитарные нормы производственной общей и локальной вибрации», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.1999 N 39, в формате *.doc, на украинском языке.

Скачать ДСН 3.3.6.042-99 «Санитарные нормы микроклимата производственных помещений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.1999 N 42, в формате *.pdf, на украинском и русском языке.

Скачать ДСН 3.3.6.042-99 «Санитарные нормы микроклимата производственных помещений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.1999 N 42, в формате *.doc, на русском языке.

Скачать ДСанПІН 3.3.2.007-98 «Государственные санитарные правила и нормы работы с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 10.12.1998 р. N 7, в формате *.pdf, на украинском языке.

Гигиеническая классификация труда

В соответствии с частью четвертой п. 6 Порядка аттестация рабочих мест предусматривает установление степени вредности и опасности труда и его характера по гигиенической классификации.

На настоящее время нормативной основой при осуществлении аттестации рабочих мест являются Государственные санитарные нормы и правила «Гигиеническая классификация труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 08.04.2014 №248.

Скачать Государственные санитарные нормы и правила «Гигиеническая классификация труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», уктвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 08.04.2014 №248, в формате *.pdf, на украинском языке.

Просмотреть этот документ на официальном сайте.

Ранее применялась «Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса), утвержденая Главным государственным санитарным врачом СССР от 12.08.1986 N 4137-86.

Просмотреть этот документ на официальном сайте.

Санитарно-гигиенические исследования факторов производственной
среды и трудового процесса

В соответствии с п. 7 Порядка санитарно-гигиенические исследования факторов производственной среды и трудового процесса проводятся санитарными лабораториями предприятий и организаций, аттестованных органами Госстандарта и Минздрава по спискам, которые согласовываются с органами Государственной экспертизы условий труда, а также на договорной основе лабораториями территориальных санитарно-эпидемиологических станций.

Аттестация лабораторий на проведение гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса для аттестации рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с «Порядком аттестации лабораторий на проведение гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса», утвержденным приказом Министерства социальной политики Украины, Министерства охраны здоровья Украины от 29.05.2018 № 784/1012.

Просмотреть этот документ на официальном сайте.

Информация об аттестованных лабораториях размещается на официальном сайте Гоструда Украины.

Раздел «Аттестация рабочих мест» постоянно дополняется и обновляется. Если у Вас возникли вопросы или Вы хотите добавить свою статью по данному вопросу пишите на адрес электронной почты указанный на странице Контакты.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — порядок и сроки

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это комплекс мероприятий, проводимый для оценки безопасности рабочей зоны. В процессе аттестации должны быть обнаружены вредные и опасные факторы при осуществлении производственных операций. Это один из важных элементов производственной культуры, а также профилактика несчастных случаев в производственной деятельности, которые отражаются в специальном журнале.

О том, как правильно вести регистр несчастных случаев, читайте в статье «Журнал регистрации несчастных случаев на производстве» .

Аттестация рабочих мест проводилась еще в СССР. Но тогда она не получила должного распространения. Вероятно, причиной тому была «вертикальная» иерархия системы управления экономикой страны. В конце 80-х годов было сформировано типовое положение для оценки условий труда на производственных местах. В него вошел список компенсаций и льготных условий для того персонала, производственная деятельность которых соприкасалась с вредными условиями труда. Здесь можно вспомнить известную еще с советских времен фразу «Молоко за вредность!». Она весьма точно отражала реальное положение дел в стране и отношение советских властей к аттестации рабочих мест. В те времена была развита система выдачи продуктов питания за работу во вредных условиях. Хотя именно выдача молока имела обоснованность с медицинской точки зрения. Считается, что его регулярное употребление способно выводить из организма человека вредные соединения.

После распада СССР Министерство труда и занятости ставило перед аттестацией рабочих мест следующие задачи:

  • изучение влияния вредных факторов на здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность применения к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению вредного влияния на физическое здоровье человека.

Вышеперечисленные цели остаются актуальными и в настоящее время.

В 1997 году аттестация рабочих мест стала ключевым правилом для того, чтобы получить сертификацию профессий и соответствующих им видов работ. По тем правилам должностные лица получали право проверять аттестацию рабочих мест. Это стало своего рода прорывом в охране труда. С тех пор эта процедура выступает в качестве ведущего метода контроля со стороны государства за безопасной составляющей рабочей деятельности.

Нормативное регулирование аттестации рабочих мест в 2018 году

Аттестация рабочих мест регулируется нормативно-правовыми актами различного уровня.

Во-первых, это Трудовой кодекс РФ, ст. 212 которого напрямую указывает работодателю на его обязанность осуществлять проведение аттестации рабочих мест.

Во-вторых, с 01.01.2014 сама процедура подверглась некоторым изменениям. К примеру, понятие «аттестации рабочих мест» было заменено на «специальную оценку условий труда».

О том, чем различаются аттестация и спецоценка, читайте в материале «Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?» .

Тогда же стали актуальны и 2 новых федеральных закона:

  • закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  • закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.12.2013 № 421-ФЗ (в связи с принятием предыдущего федерального закона).

В 2016 году в закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ были внесены изменения и дополнения (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 136-ФЗ), которые помимо уточняющих поправок ввели:

  • возможность использования предложений работников для оценки условий их труда;
  • дополнительные права для проверяющих (в частности, право детально знакомиться с трудовым процессом);
  • дополнительные обязанности для работодателей (в частности, обязанность направить в проводившую проверку организацию согласованную копию отчета о проведенной спецоценке).

В список регулирующих документов можно также включить документы на уровне управления предприятием:

  • внутренние локальные акты предприятия, например, положения;
  • распорядительную документацию, например, приказы руководителя предприятия.

Таким образом, аттестация рабочих мест — это обязанность работодателя, возложенная на него государством, в целях обеспечения безопасности труда персонала.

Об иных обязанностях работодателя в части охраны труда читайте в статье «Ст. 212 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Какие рабочие места подлежат обязательной аттестации

Итак, мы выяснили, что аттестация рабочих мест — процедура неизбежная. Но не все рабочие места подлежат обязательной аттестации.

Аттестация рабочих мест проводится с периодичностью 1 раз в 5 календарных лет. Однако такой срок применяется не для всех производственных мест. Процедуру проходят те рабочие зоны, которые:

  • после завершения предыдущей процедуры включены в список вредных и опасных;
  • требуют прохождения первичных и последующих медицинских комиссий.

Аттестуются те места, которые связаны со следующими рабочими процессами:

  • рабочие действия на механизированных средствах труда, транспорте;
  • проведение испытательных и ремонтных работ вышеперечисленных средств труда;
  • применение в процессе труда ручных инструментов;
  • работа с предметами и средствами труда, которые могут оказывать неблагоприятное излучение на человека;
  • работы, связанные с сырьем и материалами;
  • вновь созданные места.

Во время работы на человека оказывает влияние ряд факторов, которые и оцениваются при проведении аттестации рабочих мест:

  • биохимические факторы;
  • наличие полей и других излучений с ионизацией и без нее;
  • акустика, например, уровень шума;
  • уровень освещенности;
  • уровень вибраций;
  • степень травмоопасности;
  • микроклиматические условия;
  • тяжесть и напряженность трудовой деятельности;
  • важность применения барьерных средств для защиты.

Аттестация недавно оборудованного рабочего места проводится не сразу после его создания, а в течение последующего года. Это необходимо для полноты оценки всех факторов, которые оказывают влияние на человека.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Рассмотрим основные этапы проведения процедуры аттестации рабочих мест. При проведении аттестации рабочих мест работодатель несет лишь функции управления процессом. Но он ответственен за сам факт проведения процедуры. Первым действием работодателя является подписание приказа о создании комиссии для проведения аттестации рабочих мест, члены которой:

  • определяют точные сроки, в рамках которых будет проведена аттестация;
  • занимаются поиском нужных производственных мест;
  • ищут ту организацию, которая способна качественно провести эту процедуру;
  • занимаются финальной стадией процесса, оформляя карты аттестации рабочих мест по условиям труда.

Работодатель может предложить сотрудничество и работникам профессиональных союзов в качестве членов комиссии.

В нашей стране аттестацию рабочих мест проводит не сам работодатель, а внешняя независимая специализированная компания. Это является обязательным условием с 01.01.2014. До этого момента работодатель мог проводить аттестацию рабочих мест своими силами, но в большинстве случаев процедура носила формальный характер. Специализированная организация оказывает услуги по проведению процедуры на возмездной, то есть платной основе.

Аттестующая компания должна соответствовать нескольким условиям:

  • быть юридическим лицом;
  • быть свободной в своих действиях;
  • быть независимой от предприятия;
  • быть компетентной по вопросам безопасности трудовых процессов;
  • располагать всеми необходимыми приборами и средствами труда;
  • проводить аккредитацию в установленном законом порядке;
  • входить в реестр компаний, которые оказывают услуги в сфере охраны труда.

После заключения договора на проведение аттестации рабочих мест компания, проводящая аттестацию, должна выполнить ряд мероприятий:

  • определить присутствие вредных и опасных условий работы;
  • произвести с помощью специальных приборов замеры тех самых факторов;
  • подготовить необходимый пакет документов по завершении аттестации;
  • выдать экспертное мнение на заключительном этапе;
  • подготовить перечень мер по улучшению условий рабочей деятельности.

Результаты аттестации рабочих мест для работодателя

Итак, аттестация рабочих мест проведена. Ее результаты окажут влияние на дальнейшую деятельность работников. В зависимости от оценки условий рабочих мест сотрудники могут получить право:

  • на добавление дней к основному ежегодному отпуску (не менее 7);
  • уменьшение по часам длительности рабочей недели;
  • доплату к заработной плате в виде определенного процента (но не менее 4%), рассчитываемого от оклада.

Подробнее о том, что положено работнику, трудящемуся во вредных условиях, читайте в материале «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?» .

Результаты процедуры повлияют на уплату дополнительных взносов работодателя на ОПС. Речь идет о начислениях в отношении работников, которые имеют право на досрочный выход на пенсию. Величина дополнительного тарифа зависит:

  • от вида работ;
  • класса условий труда.

Если сотрудник не занят на соответствующих работах, то дополнительные страховые взносы на его заработную плату и другие вознаграждения не начисляются. При этом неважно, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест. Если после проведения процедуры установлен вредный или опасный класс условий труда, но сотрудники при этом не имеют права на досрочную трудовую пенсию, то на выплаты данным лицам дополнительные страховые взносы не начисляются.

Взносы в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев также зависят от проведения аттестации рабочих мест. Перед каждым работодателем стоит выбор: не заниматься улучшением условий труда персонала и перечислять взносы по повышенным тарифам либо проводить аттестацию рабочих мест, определять вредный или опасный класс условий труда, повышать безопасность рабочего места и платить взносы по пониженным тарифам.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Сторонняя организация занимается процессом аттестации рабочих мест у работодателя и оформляет заключительную документацию. Эта документация служит в качестве подтверждения итогов проведения процедуры. Одним из важных документов выступает карта аттестации рабочего места по условиям труда. Такой документ — доказательство аттестации конкретной рабочей зоны.

В нее должна войти следующая информация:

  • фактические и аналитические сведения о каждой рабочей зоне, рассчитанные по итогам проведения измерительных процедур;
  • рекомендации по совершенствованию уже существующих условий;
  • обоснованность использования компенсаций и льготных условий для персонала.

Специалисты аттестующей компании, измеряющие влияние факторов, подводят итоги процедуры в протоколах. Руководствуясь ими, члены назначенной комиссии оформляют карты аттестации рабочих мест по условиям труда. Среди аналогичных документов не может быть повторяющихся номеров, каждый из них уникален. В нём указываются данные о компании и — самое главное — непосредственные рабочие условия и их влияние на физическое здоровье человека. Каждый из вредных факторов причисляется к определенному классу. Если рабочие условия являются вредными или опасными, то, работая в них, персонал претендует на льготные условия и компенсации.

Карта аттестации заполняется на каждое рабочее место. Но для аналогичных рабочих мест достаточно нескольких карт. Места считаются аналогичными, если:

  • присущи для повторяющейся профессии, должности;
  • осуществляются одинаковые рабочие процессы;
  • используются подобные средства труда, например, одинаковые механизированные станки;
  • присутствуют абсолютно идентичные рабочие условия, например, одно и то же помещение, рабочая зона.

Поэтому при проведении аттестации оцениваются, в первую очередь, условия труда, которые могут быть присущи нескольким рабочим местам. В качестве примера аналогичных мест можно назвать рабочие места сварщиков, грузчиков, кладовщиков, поваров, кондитеров и рабочих подсобных помещений.

Если рабочие места идентичны друг другу и считаются аналогичными, то карта аттестации составляется не менее чем на 20% рабочих мест. К примеру, на предприятии имеется 20 аналогичных рабочих мест сварщиков, следовательно, карту аттестации нужно оформить не менее чем на 4 рабочих места. Но в любом случае при наличии одинаковых рабочих мест карта аттестации должна быть заполнена не менее чем на 2 места. Например, на предприятии есть всего 3 идентичных друг другу места, карту необходимо будет заполнить минимум на 2 места.

С 2012 года те сотрудники, чьи рабочие условия, согласно карте аттестации, признаны опасными или вредными, должны своевременно посещать медицинские учреждения и проходить профилактические осмотры. Это важно для контроля за состоянием их здоровья. Об этом свидетельствует приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, … и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников…» от 12.04.2011 № 302н.

О положениях ТК РФ в части обязательных медосмотров читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест

Ст. 11 закона № 421-ФЗ ввела в действие новую версию КоАП с 01.01.2015. Как это касается работодателей?

Ст. 5.27.1 КоАП устанавливает штраф для предприятий за отсутствие аттестации рабочих мест, нарушение правил и порядка ее проведения.

Аттестация рабочих мест

Что такое аттестация рабочих мест

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест на которых этап идентификации не осуществляется указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Трудовое законодательство

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.
  • класс вредности 3.1. — только доплаты;
  • класс вредности 3.2. — доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 — доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя

Административное законодательство

Пенсионное законодательство

Периодичность проведения АРМ

Стоимость проведения аттестации рабочих мест

  1. Цена договора с организацией, которая будет непосредственно проводить СОУТ. В цену могут входить (а могут и не входить):
    — стоимость исследований и замеров;
    — использование специальной аппаратуры;
    — командировочные сторонних специалистов и т.д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    — если будут установлены классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в пенсионный фонд, а также надбавки и компенсации для работников;
    — приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    — замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т.д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ могут быть оспорены и признаны не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест 71.20.19.130), она должна быть в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Штрафы

Размер штрафа в рублях

лица без образования юридического лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

предупреждение или от 2000 до 5000

от 2000 до 5000

от 50000 до 80000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

от 5000 до 10000

от 5000 до 10000

от 60000 до 80000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

от 15000 до 25000

от 15000 до 25000

от 110000 до 130000

Не обеспечение работников СИЗ

от 20000 до 30000

от 20000 до 30000

от 130000 до 150000

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

от 30000 до 40000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

от 100000 до 200000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Итоги, или карта аттестации рабочего места

  • классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендации по итогам проведенных мероприятий.

Некоторые кадровые процедуры очень сложны и требуют больших временных затрат. Например, изменение работодателем условий трудового договора. Поэтому нередко руководители идут на… «упрощение процедуры», искренне веря в правомерность и безопасность своих действий.

30 Ноября 2018 в 12:01

Оформление трудовых отношений — процесс формализованный и регламентированный не только Трудовым кодексом, но и отдельными законами и нормативными актами (например, для государственных служащих). Поэтому для разных категорий сотрудников может потребоваться различный список документов для приема на работу. Но сначала расскажем о некоторых нововведениях, которые начнут действовать в ближайшее время.

30 Ноября 2018 в 11:00

Любой руководитель организации стремится повысить прибыль, в том числе сократив издержки, не исключая расходы и на персонал. Особенно обидно тратить деньги на человека, который не только еще ничего не сделал для организации, но и неизвестно, будет ли вообще работать.

27 Ноября 2018 в 13:18

С 2011 года в РФ действует Конвенция № 132 МОТ «Об оплачиваемых отпусках» (Письмо Роструда от 09.09.2010 № 2725-6-1). Периодически люди о ней вспоминают и начинают задавать вопросы, а правда ли, что отпуска через два года сгорают? Интерес к данной теме поддерживается постоянным внесением изменений в трудовое законодательство. Касаются ли нововведения правил предоставления неиспользованного отпуска? Подробнее в статье.

27 Ноября 2018 в 11:48

Требования безопасности при обращении со стрелковым оружием — это комплекс мер, направленных на сохранение жизни и здоровья владельца оружия и боеприпасов к нему. Стрелковым принято называть ствольное оружие небольшого калибра, предназначенное для метания пули, дроби или картечи. Неосторожное обращение с таким устройством, будь то даже самое простое охотничье ружье, может повлечь за собой причинение увечья или даже смерть как его хозяину, так и окружающим. В этой статье мы расскажем, какие существуют требования безопасности при обращении с оружием, боеприпасами, а также при их хранении.

Нужна ли аттестация рабочих мест офисных и других работников в 2019 году?

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года.

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки. Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года. По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

В этой статье вы можете посмотреть правила и образец заполнения спецификации к договору поставки.

Если вас интересует, что такое факторинг и какие его виды бывают, прочитайте об этом здесь.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Изменения и правила аттестации для рабочих мест 2018

Порядок аттестации мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.


Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2018 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих опасных и вредных факторов.

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2018 году специальную проверку условий труда нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Периодичность проведения аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения аттестации, даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии вредных и опасных условий труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2018 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

О Всемирном дне охраны труда в 2018 году на нашем сайте.

О минимальном размере оплаты труда в 2018 году в статье. Может ли быть заработная плата меньше МРОТ и кто определяет зарплату в регионах.

Об изменениях в ЕНВД в 2018 году здесь.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о