Инициирование процедуры банкротства



Содержание страницы

Инициирование процедуры банкротства физических лиц кредитором

Банкротство – это процедура признания через суд финансовой несостоятельности и неплатёжеспособности гражданина, имеющего крупные долговые обязательства перед кредиторами, в роли которых выступают не только финансовые учреждения, но и различные компании, коммунальные службы или физические лица. Выдвинуть требования касательно принудительного погашения задолженности вправе любой кредитор, который столкнулся с возникшими по вине заемщика систематическими просроченными платежами и значительными долгами.

Основания для банкротства должника по инициативе кредитора

Стандартная процедура признания физического лица банкротом занимает в среднем три года. Для физических лиц этот механизм избавления от долгов во многих случаях недоступен по причине высокой стоимости. Сейчас цена банкротства измеряется суммой в 75-80 тысяч рублей. Выплаты берет на себя инициатор процедуры. Иными словами, признание финансовой несостоятельности гражданина имеет смысл, если размер долга существенно превышает несколько сотен тысяч рублей. В противном случае кредиторы откажутся от подобной идеи в пользу взыскания задолженности путем исполнительного производства с привлечением сотрудников ФССП.

Веские основания для объявления лица банкротом:

  • 1. Отсутствие стабильного источника доходов для погашения долговых обязательств.
  • 2. Наличие не менее трех просроченных платежей на крупную денежную сумму.
  • 3. Отказ заемщика выплачивать задолженность согласно действующего графика.
  • 4. Превышение суммой основного долга перед кредитором отметки в полмиллиона рублей.
  • 5. Увеличение срока просрочки по платежу до 90 дней или трех регулярных выплат.

Следует отметить, что должник может подать заявление на банкротство самостоятельно в любой момент, даже если текущая сумма долга не превышает пятьсот тысяч рублей. Однако кредитор вправе инициировать процедуру только после преодоления задолженностью отметки в 500 тысяч с учетом процентных начислений и за вычетом штрафных санкций.

Кредиторы должны помнить, что инициировать процедуру разругается только от своего имени. Если несколько организаций или физических лиц кооперируются с целью вернуть предоставленные взаймы средства, они обязаны выбрать официального представителя интересов. В этом случае размер долгов и процентов по просроченных кредитах суммируется. Штрафы и пени не учитываются при расчете долга, независимо от количества кредиторов.

Банкротство по инициативе коммерческого банка

К отечественным банкам, которые планируют инициировать процедуру банкротства недобросовестного клиента, выдвигаются дополнительные требования. Согласно действующим программам кредитования, коммерческие банки обязуются приложить все доступные усилия в целях восстановления оптимального уровня платежеспособности клиента. Для этого заемщику достаточно лишь обратить в кредитную организацию с соответствующим заявлением, предоставив достоверную информацию касательно причин появления финансовых проблем. Кредитор в своих же интересах обязан рассмотреть заявку, предоставив клиенту дополнительные услуги.

Восстановить платежеспособность помогут следующие сервисы коммерческих банков:

Заявление кредитора рассматривается судом в общем порядке, если инициатор процедуры подтверждает свои требования путем предоставления документальной доказательной базы. Коммерческим банкам и представителям ФНС не нужно предварительно подтверждать задолженность в суде, но частные кредиторы обязуются удостоверить договор путем обращения к нотариусу или «просудить долг» в суде общей юрисдикции.

Нюансы инициированной кредитором процедуры банкрота

Некоторые должники уверены в том, что признание банкротства гарантирует списание задолженностей. Однако даже если заемщику нечем платить по счетам, кредитор может потребовать принудительное погашение долга посредством продажи ликвидного имущества. Таким образом, инициируя процедуру банкротства и соглашаясь на дополнительные издержки, кредитор надеется на получение доступа к источнику для выплаты всей суммы займа.

Этапы банкротства физического лица:

1). Сбор и подача пакета документов в Арбитражный суд с сопутствующей оплатой издержек.

2). Рассмотрение заявления с последующим отклонением или удовлетворением требований кредитора.

3). Привлечение финансового управляющего и осуществление процедуры реструктуризации долга.

4). Реализация имущества для полного или частичного погашения задолженности после получения выручки.

5). Списание долгов, которые не были выплачены на предыдущем этапе. Признание гражданина банкротом.

Последовательность процедуры банкротства не меняется в зависимости от инициатора. Как и в случае самостоятельного признания неплатежеспособности доступны разные сценарии развития событий. Стороны могут заключить мировое соглашение, по которому заемщик будет возвращать средства по новому графику платежей. Иногда кредиторы предоставляют должникам существенные поблажки. Например, если клиент может выплатить задолженность в ближайшее время, многие финансовые учреждения списывают штрафы до начала принудительного взыскания задолженности через исполнительное производство. Это делается с целью снижения судебных издержек, размер которых иногда в несколько раз превышать списанную кредитором сумму.

В среднем суд рассматривает дело о банкротстве на протяжении нескольких месяцев с момента поступления заявления. Госпошлина составляет всего 300 рублей, а основные финансовые затраты связаны с привлечением экспертов, в том числе квалифицированных управляющих, оценщиков и юристов, без которых невозможно обойтись в процессе судебных заседаний, реструктуризации и погашения долгов путем продажи имущества. Еще около двадцати месяцев уходит на реализацию плана восстановления платежеспособности физического лица и проведение открытых торгов в случае бесперспективности процесса реструктуризации.

Упрощенная процедура банкротства

Проект упрощенного банкротства постепенно начинает реализовываться отечественными чиновниками. Для начала на региональном уровне процедуру планируется опробовать в течение нескольких лет. За это время в закон будут внесены последние коррективы и изменения, способствующие существенному упрощению и ускорению механизмов банкротства без последующего осуществления зачастую бесполезной процедуры реструктуризации.

Основания для получения статуса банкрота по упрощенке:

  • 1. Количество кредиторов не более десяти при размере долга от 50 до 700 тысяч рублей.
  • 2. Отсутствие источника регулярных доходов. Заработок за три месяца менее 50 тысяч рублей.
  • 3. Проживание в регионе подачи заявления на протяжении 4 месяцев.
  • 4. Отказ от сделок по отчуждению имущества на протяжении трех предыдущих лет.

Кредитор не имеет законного права инициировать процесс банкротства по упрощенной схеме, но материально заинтересованное лицо может прервать подобную процедуру без согласования с должником. Оперативность – это основное преимущество упрощенного банкротства. Подобный метод признания гражданина несостоятельным в финансовом плане также позволяет сократить затраты до 30-40 тысяч рублей, а продолжительность процедуры до четырех месяцев. Во многих случаях использование упрощенки выгодно не только должнику, но и кредитору.

Если финансовое учреждение не заинтересовано в упрощении связанных с банкротством процессов, по первому же требованию возможен переход на стандартную процедуру. К тому же именно кредитор получает возможность лично назначить финансового управляющего, который будет следить за реструктуризацией долга.

Результаты банкротства физического лица

Поскольку добровольное погашение долга доступно практически на каждом из этапов банкротства, некоторые должники могут обойтись незначительными финансовыми потерями, оставив за собой право распоряжаться личным имуществом. Однако кредиторы часто сталкиваются с существенными проблемами на этапе погашения долга. Например, действующим законодательством допускается списание долгов без возмещения убытков.

Варианты последствий банкротства клиента для кредитора:

1). Досрочное или принудительное погашение задолженности в полном объеме.

2). Заключение мирового соглашения с распланированным графиком последующих выплат.

3). Списание части долгов после согласования с заемщиком новой схемы осуществления платежей.

4). Принудительное списание задолженности по причине отсутствия у должника ликвидного имущества.

Финансовые учреждения, которые столкнулись с процессом банкротства, вносят недобросовестных клиентов в черные списки, тем самым отказываясь от дальнейшего сотрудничества. Многие кредиторы также понимают, что реструктуризировать долги приходится на протяжении нескольких лет, поэтому банки часто готовы идти на компромисс, чтобы в ближайшем будущем получить компенсацию без процедуры реализации имущества.

На этапе судебного разбирательства кредитор может оспорить отдельные условия сделки, принять участие в планировании реструктуризации, повлиять на выбор управляющего и настоять на аресте имущества банкрота. В результате своевременное инициирование процедуры банкротства может принести неоспоримые выгоды.

Инициирование процедуры банкротства – обязанность должника.

В соответствии с п.1 и п.7 ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) юридическое лицо и гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течении трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Согласно п.1 и п.2 ст.6 Закона арбитражным судом может быть возбуждено дело о банкротстве при наличии у должника не исполненных денежных обязательств или обязательных платежей, в совокупности составляющих не менее 100 тыс. руб. для юридических лиц и не менее 10 тыс. руб. для гражданина.

Согласно абз. 6 п. 1 ст. 9 Закона руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона.

В случае, если должник не исполняет установленную законодательством обязанность, сумма его задолженности перед кредиторами с течением времени будет увеличиваться, что уменьшает вероятность наиболее полного и своевременного удовлетворения требований кредиторов.

Следовательно, руководителю организации или индивидуальному предпринимателю на основании ст. 9 Закона вменяется обязанность по подаче заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) в случае неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Таким образом, бездействие руководителя организации или индивидуального предпринимателя, выразившиеся в не подаче заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного п.5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

На основании вышеизложенного налоговый орган, руководствуясь ст. 9 Закона, п. 1 ст. 4.5, п.1 ст.28.4 КоАП РФ имеет право обратиться с заявлением в прокуратуру для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 14.13 КоАП РФ.

Банкротство компании-должника

Одним из вариантов действий компании-кредитора в отношении компании-должника, которая не отдаёт долг, является инициирование в отношении неё процедуры банкротства. Однако, использование компанией-кредитором данного инструмента воздействия на организацию-должника возможно только при наличии определённых условий.

Что нужно знать компании-кредитору, инициирующей процедуру банкротства компании-должника

Право на обращение в арбитражный суд возникает у компании-кредитора по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с фирмы-должника денежных средств. При этом:

  • сумма долга должна составлять не менее 100 000 рублей;
  • обязательства не исполнены в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Процедура банкротства регламентируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 12.07.2011) «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно ст.2 Федерального закона № 127-ФЗ, банкротство — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Чтобы признать юридическое лицо банкротом, нужно, чтобы оно отвечало признакам банкротства, установленным п.1 и п.2 и ст.3 данного Закона, т.е. быть не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом согласно ст.33того же закона, заявление о признании компании-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. рублей.

Задачей института банкротства является способствование сохранению баланса интересов должника и кредиторов и обеспечение прав и законных интересов как кредиторов, так и других заинтересованных лиц (граждан, общества, государства). Целью банкротства может являться восстановление платёжеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счёт имущества должника. Однако на практике механизм банкротства всё чаще пытаются использовать в качестве способа давления на должника, пытаясь получить задолженность вне очереди, способа ухода от долговых обязательств, если речь идёт об инициировании банкротства самим должником и т.д. Зачастую отсутствует возможность по восстановлению платёжеспособности, а конкурсной массы не хватает для удовлетворения требований кредиторов и в этом случае цель банкротства не достигается.

Инициирование процедуры банкротства компании-должника

На основании ст.7 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также ст.224 Арбитражного процессуального кодекса РФ с заявлением о признании компании-должника банкротом компания-кредитор должна обращаться в арбитражный суд по месту нахождения фирмы-должника.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если оно соответствует требованиям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», при наличии внешних признаков банкротства, установленных п.2 ст.33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — по сумме и по сроку.

Судья определяет кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий, определяет дату судебного заседания, на котором будет рассмотрена обоснованность заявления о признании должника банкротом и решён вопрос о введении процедуры наблюдения. Процедура наблюдения направлена на обеспечение сохранности имущества организации. В это время временный управляющий проводит анализ финансового состояния организации, составляет реестр требований кредиторов и проводит первое собрание кредиторов, так как кроме компании-кредитора, инициировавшей процедуру банкротства компании-должника могут быть и иные кредиторы, которые должны в месячный срок со дня опубликования объявления о введении в отношении организации процедуры банкротства подать в арбитражный суд заявления о включении в реестр кредиторов. (Информация о банкротстве публикуется в официальном издании, определённом Распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1049-р, а именно в газете «Коммерсантъ»). В стадии наблюдения организация-должник продолжает работу под руководством прежней администрации, но под контролем временного управляющего.

В пятидневный срок после поступления заявления в арбитражный суд судья должен вынести определение либо о принятии заявления, либо об отказе в принятии заявления, либо об оставлении заявления без движения (если необходимо устранить недостатки заявления, доплатить государственную пошлину и т.д.).

К чему готовиться после подачи заявления о признании компании-должника банкротом

Компания-кредитор, обратившаяся с заявлением о банкротстве, должна быть готова к тому, что в случае отсутствия у должника средств для погашения судебных издержек по делу о банкротстве, они лягут на неё, что прямо вытекает из п.3 ст.59 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Эти издержки, в зависимости от объёма работы арбитражных управляющих, стоимости работ привлекаемых ими специалистов, могут исчисляться от сотен тысяч рублей до нескольких миллионов.

Не стоит рассчитывать на то, что первым обратившись с заявлением о банкротстве, Вы получите больше, чем остальные кредиторы. В случае недостаточности имущества у должника требования кредиторов удовлетворяются пропорционально, вне зависимости от того, кто первый попадёт в реестр кредиторов с учётом очерёдности, установленной ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Вне очереди за счёт конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Дальнейшее движение дела о банкротстве

Начало процедуры банкротства в отношении юридического лица не всегда влечёт признание его банкротом и как результат — открытие конкурсного производства и продажу имущества с торгов для удовлетворения требований конкурсных кредиторов. Действующее законодательство предусматривает способы восстановления платёжеспособности должника, такие как финансовое оздоровление и внешнее управление.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом в целях восстановления платёжеспособности организации и погашения задолженности в соответствии с графиком её погашения.

Внешнее управление направлено на сохранение деятельности организации — оно вводится тогда, когда это может привести к восстановлению платёжеспособности должника.

Судья, руководствуясь данными финансового анализа организации-должника, представленным временным управляющим, может вынести определение об отказе в признании должника банкротом, а также о прекращении производства по делу, кроме того, на любой стадии банкротства дело может быть закончено мировым соглашением.

Если восстановить платёжеспособность организации-должника не представляется возможным и стороны не пришли к взаимовыгодному соглашению, арбитражным судом, как правило, по ходатайству собрания кредиторов, принимается решение о признании должника банкротом и введении процедуры конкурсного производства. Она вводится сроком до шести месяцев и может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника. В рамках конкурсного производства удовлетворение требований кредиторов в большинстве случаев бывает частичным. Конкурсная масса (средства от продажи имущества) делится между залоговыми кредиторами (часто банками), за счёт оставшихся от продажи имущества средств погашаются долги по оплате труда, налоги, а также вознаграждения арбитражных управляющих. К сожалению, зачастую до выплат кредиторам 3-й очереди дело не доходит.

Для участия конкурсных кредиторов в конкурсном производстве им нужно предъявлять свои требования к должнику. В рамках конкурсного производства данные требования могут быть заявлены в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Серьёзной проблемой является недостаточность имущества — конкурсной массы у организаций-должников, что осложняет ведение производства по делу о банкротстве и не позволяет удовлетворить требования кредиторов.

В последнее время с целью увеличения конкурсной массы кредиторы при содействии конкурсного управляющего прибегают к такой мере защиты своих интересов, как субсидиарная ответственность лиц, которые своими действиями или бездействием довели должника до банкротства, при этом трудность составляет предмет доказывания причинно-следственной связи между противоправным поведением администрации организации-должника и вредом, причинённым организации.

Также, компания-кредитор, может попытаться инициировать процесс привлечения руководства компании-должника к уголовной ответственности по статьям 196 и 197 Уголовного кодекса РФ предусматривающим ответственность за преднамеренное или фиктивное банкротство, однако, практика показывает, что данные статьи носят больше декларативный характер и добиться возбуждения реального уголовного дела в отношении руководства компании-должника достаточно сложно.

В заключение важно отметить, что прежде, чем инициировать банкротство должника, следует тщательно просчитать все плюсы и минусы процедуры, оценить затраты, которые в случае отсутствия имущества у должника лягут на плечи конкурсного кредитора, подавшего заявление о банкротстве, обратиться к специалистам, которые помогут Вам разработать тактику и стратегию банкротства конкретной организации и, конечно, активно сотрудничать с арбитражными управляющими (временным управляющим в процедуре наблюдения и конкурсным управляющим в процедуре конкурсного производства), от которых в большой степени будет зависеть, как будет проходить процедура банкротства.

Уважаемые посетители HotDolg!
Во избежание рисков, перед принятием каких-либо решений с использованием информации, размещенной на сайте, необходимо обращаться за получением консультации или иной необходимой помощи (правовой, управленческой, психологической) по конкретной сложившейся у Вас ситуации к специалисту. Если Вы хотите получить мнение юриста по Вашей проблеме или если Вы хотите получить иную правовую помощь (составление документа, представление интересов в суде и т.п.), то используйте сервис «Записаться на консультацию» в верхней правой части сайта. Обращаем Ваше внимание, что предоставлять ответы на задаваемые посетителями вопросы в комментариях к материалам проекта HotDolg (тем более оперативно), в связи с их большим количеством, не представляется возможным.

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ПРИ БАНКРОТСТВЕ.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Многие наши клиенты спрашивают: если мы инициируем процедуру банкротства, не будет ли это сигналом для налогового органа провести выездную проверку нашей компании? И как повлияет налоговая проверка на проведение процедуры банкротства?

В этой статье я поделюсь своим опытом. И постараюсь ответить на следующие вопросы:

  • насколько реальны риски налоговой проверки при инициировании процедуры банкротства;
  • возможно ли закрыть компанию через процедуру банкротства при незавершенной налоговой проверке?
  • какова позиция Верховного Суда РФ по вопросу приостановки производства по делу, в связи с налоговой проверкой банкрота?

Имея опыт работы в сфере банкротства более 10 лет, мы можем заранее сделать вывод, насколько реальны риски налоговой проверки для компаний, подавших заявление на банкротство или уже находящихся в процедуре.

Прогнозирование данных рисков с учетом особенностей фирмы будет носить вероятностный характер и не дает «железных» гарантий отсутствия налоговой проверки. Одно можно сказать уверенно — инициирование процедуры банкротства само по себе не является поводом для проведения внеплановой проверки. Если только оно не сочетается с выше приведенными критериями.

Например, одним из часто используемых способов закрытия компании является так называемая упрощенная процедура банкротства. Когда сначала подается заявление на ликвидацию компании в добровольном порядке, а далее – заявление на банкротство от «дружественного» кредитора. При этом Общество за отчетный период сдает балансы, из которых видно активную экономическую деятельность. Естественно, ликвидация экономически активной организации будет выглядеть подозрительно и может вызвать ряд вопросов.

А если использовать другой вариант: полную процедуру банкротства? Само по себе введение процедуры наблюдения уменьшает риски внеплановой проверки, но также не дает 100% гарантий её отсутствия. Всё зависит в частности от компании, которая планируется к закрытию. Наличие больших оборотов, занижение налоговой базы, отсутствие длительное время налоговых проверок и в дальнейшем инициирование процедуры банкротства, в любом случае, не останется без внимания налоговой инспекции.

При этом надо учитывать: немаловажным фактом для принятия решения о выездной налоговой проверки является не только вероятность доначисления налогов и сборов на конкретное предприятие, но и дальнейшая перспектива их взыскания.

Налоговая инспекция, как любой государственный орган, отчитывается об эффективности своей работы. Одним из основных показателей успешной работы фискалов является объем денежных средств, собранных с налогоплательщиков и поступивших в казну. В случае, когда наблюдается большой разрыв между доначисленными налогами и взысканными в бюджет, данное обстоятельство будет говорить о плохой работе сотрудников, а в некоторых случаях и о личной заинтересованности представителей ФНС.

Как мы все знаем, процедура банкротства – это явный признак того, что перспектива полного удовлетворение всех требований кредиторов стремиться к нулю. Особенно это актуально, если на балансе должника нет ликвидных активов, имущества, дебиторки.

В связи с этим налоговая инспекция не бросается сломя голову с проверкой на каждое предприятие, решившее прекратить свою деятельность, а предварительно оценивает свои шансы на получение денежных средств после доначисления.

Принимая решение о закрытии компании через процедуру несостоятельности, минимум, необходимо не один час пообщаться с главным бухгалтером и специалистом в сфере банкротства для выработки совместной стратегии и анализа рисков.

Не так давно появилось Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2018 г. в котором ВС разъяснил нижестоящим судам, что делать, если налоговая инспекция инициировала выездную проверку и не успела ее завершить до рассмотрения требования о включении в реестр.

Краткая диспозиция дела: Определением арбитражного суда от 05.10.2015 в отношении ЗАО «Владимир-ОПТОН» введена процедура наблюдения.

Спустя 2 месяца налоговым органом принято решение о проведении в отношении должника выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления налогов и сборов.

Еще спустя год ФНС России обратилась с требованием от 05.10.2016 о включении в реестр требований кредиторов ЗАО «Владимир-ОПТОН» задолженности в сумме 1 159 364 896 руб.

На момент рассмотрения заявленного требования в суде первой инстанции налоговый орган еще не принял Решения по результатам выездной налоговой проверки. Из текста Заявления следует, что данное требование носит вероятностный характер. Налоговая инспекция прогнозирует доначисление по НДС на 1 159 364 896 руб. Далее уполномоченный орган сделал более скромные прогнозы и уточнил свое требование до 311 214 162 руб. (основной долг), 111 726 692 руб. (пени), 65 431 214 руб. (штраф).

Одновременно налоговая заявила Ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения Решения по результатам выездной проверки. Арбитражный суд отказал в удовлетворении данного ходатайства, сославшись на то обстоятельство, что АПК РФ не предусматривает обязанности арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до вынесения решения налогового органа.

Также представитель налоговой инспекции просил отложить судебное заседание, но и здесь Суд отказал, обосновав свой отказ тем, что ранее судебное заседание уже 3 раза откладывалось по заявлению инспекции.

Рассмотрев данное требование налоговой инспекции, Суд вынес решение об отказе во включении требования уполномоченного органа, мотивировав это тем, что ФНС не обосновало заявленные требования:

  • не было предоставлено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по фактам выездной проверки;
  • инспекцией не были представлены в нарушении ст. 65 АПК РФ первичные документы, на основании которых уполномоченный орган считает, что образовалась задолженность по НДС.

Судебный акт можно скачать здесь:

Кто инициирует процедуру несостоятельности и каковы риски должника

Часто предприятия и организации имеют задолженность перед кредиторами по займам, налогам или прочим платежам, но не обладают возможностью покрыть все долги. Тогда они вправе обратиться в арбитражный суд для признания своей неплатежеспособности. По этой причине нелишним будет знать, кто может инициировать банкротство юридического лица, каковы стадии процесса и особенности проведения.

Основания и причины для процедуры

Инициация процедуры банкротства, начало которой было положено предприятием или кредитором, в любом случае является неприятным обстоятельством для всех участников процесса. Заемщик обязан при выявлении фактов неплатежеспособности отыскать оперативно способы погашения возникшей просрочки по банковским займам, налоговым и прочим платежам. Однако даже если через определенное время он сможет полностью восстановить финансовое положение, вследствие испорченной репутации дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности может быть осложнено.

Основаниями для начала процесса становятся следующие:

  • были допущены неоднократные просрочки по платежам кредиторам, согласно подписанным договорам или взятым обязательствам;
  • важным основанием для начала судом процедуры признания предприятия банкротом является трехмесячный срок просрочки;
  • сумма задолженности превышает 500 тыс. руб., при меньшем размере не имеет смысла в проведении дорогостоящей процедуры признания компании неплатежеспособной.

Факторами финансовой нестабильности предприятий могут стать:

  • общие кризисные явления в экономике;
  • недочеты нормативных и правовых документов в сфере предпринимательской деятельности;
  • проблемы с бизнес-партнерами;
  • политические неурядицы в стране;
  • снижение объемов производства и реализации;
  • завышенные затраты на изготовление продукции;
  • несоответствие спросу на рынке.

Процедура и ее этапы

Процесс признания банкротом проводится на базе принадлежности к конкретной категории. Если неплательщиком выступает физическое лицо, тогда проводится оценка всего имущества, находящегося в его собственности, и реализуется на торгах с целью погашения долга.

Для предприятий и компаний предусмотрена пошаговая инструкция из нескольких этапов:

  • наблюдение;
  • оздоровление;
  • назначение внешнего управляющего;
  • конкурсное производство.

На практике восстановление не считается обязательной стадией, на основании постановления кредиторов после наблюдения может быть непосредственно назначен внешний управляющий делами.

Начало процедуры должником

Порядок инициации процедуры банкротства самим неплательщиком может быть представлен в виде поэтапной инструкции:

  • направление заявки о признании банкротом в арбитражный орган по месту нахождения предприятия-должника, оно может подаваться руководителем предприятия, кредитором или уполномоченным учреждением;
  • судом рассматриваются весомые основания и причины, и в случае признания существенных обстоятельств назначается процедура наблюдения;
  • устанавливается временный управляющий делами, который анализирует финансовое состояние неплательщика, выявляет признаки намеренного или фиктивного банкротства, проводит собрание кредиторов с целью принятия постановлений в отношении дальнейшего развития;
  • далее в зависимости от обстоятельств выполняются меры по реабилитации или восстановлению финансового состояния, или стартует конкурсное производство;
  • в соответствии с выбранными мерами осуществляются действия по взысканию дебиторских долгов, реализации собственности на аукционе, оплате задолженности кредиторам по реестру;
  • в случае восстановления платежеспособности и устойчивого финансового состояния заключается мировое соглашение или должник исключается из реестра юрлиц.

При помощи объявления банкротства руководство несостоятельного предприятия может добиться остановки начисления процентов и пени, штрафных санкций, а также оспорить размер текущей задолженности. В случае, когда в роли инициатора выступает предприятие, оно рискует своей собственностью, которая может быть продана на торгах. Однако в любом случае необходимо расплачиваться с кредиторами, поэтому не рекомендуется ожидать подачи исковых заявлений от них. При добровольном признании себя неплатежеспособным юрлицо получает больше выгоды и меньше рисков.

Инициирование процесса кредитором

Инициацию процедуры банкротства в отношении должника также допускается осуществлять лицам и органам, перед которыми у лица возникла просрочка. Это происходит в случае наличия обязательных условий:

  • задолженность свыше 500 тыс.руб. (данная сумма учитывает только тело долга без штрафных санкций и пени);
  • внесение платежей просрочено более чем на 3 месяца;
  • наличие долга подтверждается судебным распоряжением. В случае отсутствия такого решения заявка кредитора не будет рассмотрена.

В силу последнего условия кредитору понадобится более длительный срок для направления иска. Часто необходимо ожидать вынесения постановления судом первой инстанции и вердикта по апелляции. Нередко нет необходимости в получении такого решения, к примеру, по кредитам банка, нотариально заверенным сделкам, задолженности, которая была официально подтверждена, но не оплачена.

Если перечисленные требования соблюдены и утверждена несостоятельность должника, тогда судебный орган признает подачу заявления весомой и обоснованной. Для кредиторов направление иска и начало процедуры банкротства является легальным способом вернуть свои средства. Такой метод оптимален, когда невозможно достигнуть мировой договоренности с неплательщиком, он скрывается от банковского или прочего учреждения и не выходит на контакт. Если имеющейся собственности должника будет недостаточно для погашения всех долгов перед кредиторами в полном объеме, тогда они могут рассчитывать на частичное удовлетворение требований по погашению задолженности.

Инициация уполномоченным учреждением

Процедура банкротства юрлиц может быть инициирована государственными органами, деятельность которых связана с контролем внесения обязательных платежей. К ним относятся налоговая служба, пенсионный фонд, учреждения социального страхования. Если предприятие задолжало федеральным структурам средства, они наделены правом проведения процесса признания компании банкротом.

  • принимать решение о подтверждении неплатежеспособности предприятия, подавать иск в судебный орган;
  • направлять своих представителей для присутствия на собрании кредиторов;
  • контролировать выполнение текущих обязательств, списывать долг после завершения периода конкурсного производства.

Заключение

На основании вышесказанного, становится понятным, что представляет собой инициация банкротства предприятий и ее организация, каковы особенности проведения процесса и его этапы, кто из участников может инициировать процедуру признания должника неплатежеспособным и несостоятельным, а также способы осуществления, риски и выгоды для всех сторон.

Чем грозит банкротство для должника — об это пойдет речь в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о