Арбитражная система



Содержание страницы

Арбитражный суд Калужской области

О суде

Новости

03.12.2018

Уважаемые посетители сайта и профессиональные участники арбитражных процессов! Коллектив Арбитражного суда Калужской области поздравляет Вас с профессиональным праздником — Днем юриста!

19.11.2018

Объявление об открытии конкурса на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Калужской области

02.11.2018

Уважаемые посетители сайта и профессиональные участники арбитражных процессов! Коллектив Арбитражного суда Калужской области поздравляет вас с Днем народного единства!

Система автоматизации судопроизводства

В Арбитражном суде Калужской области с 2005 года внедрен программный комплекс «Судебно арбитражное делопроизводство» (далее — ПК САД).

ПК САД предназначен для автоматизации процессов судебного делопроизводства.

В состав программного комплекса входит подсистема «Судопроизводство»

Подсистема «Судопроизводство» (ПС СП) предназначена для автоматизации процессов судопроизводства в арбитражных судах и обладает следующими функциональными возможностями:

  • Учет дел и документов. ПС СП обеспечивает ведение журналов первичных документов (заявлений, жалоб, инициирующих начало производства в арбитражном суде) и судебных дел. Также предусмотрены отдельные журналы для учета рассматриваемых в суде ходатайств по исполнительному производству и требований кредиторов по делам о несостоятельности (банкротстве).
  • Работа с текстами судебных актов. Входящий в состав ПС СП модуль работы с документами предоставляет возможность судьям и помощникам судей готовить тексты судебных актов в MS Word, которые после подготовки и подписания документа автоматически регистрируются в ПС СП.
  • Автоматизированное распределение первичных документов. Алгоритм автоматизированного распределения первичных документов позволяет осуществлять распределение поступающих в суд первичных документов с учетом специализации дел, которые рассматриваются судьями, их текущей нагрузки и доступности для распределения.
  • Ведение реестров передачи документов и дел. ПС СП обеспечивает формирование и учет реестров передачи документов и дел между подразделениями суда.
  • Работа с корреспонденцией. Модуль работы с корреспонденцией позволяет работать с конвертами для отправки судебных актов и бандеролями для отправки дел с учетом почтовых требований. Формирование почтовых отправлений осуществляется с присвоением им штрихкодовых идентификаторов. ПС СП позволяет формировать списки передачи корреспонденции на почту Ф.103 как в бумажной, так и в электронной формах. Файлы с данными о списках Ф.103 передаются в почтовое отделение для их последующей загрузки в автоматизированную систему «Партионная почта».
  • Формирование отчетов. Механизм формирования отчетности в ПС СП предназначен для формирования в арбитражных судах отчетов, необходимых как для обеспечения информационной поддержки процесса судопроизводства (например, графики судебных заседаний, сведения о нагрузке судей и доступности для автоматизированного распределения), так и для контроля руководством за деятельностью суда (например, отчеты о качестве рассмотрения дел, о состоянии дел и нарушении процессуальных сроков).
  • Формирование статистических отчетов. Механизм обеспечивает расчет статистической отчетности по формам, установленным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
  • Работа с архивом дел и документов. ПС СП обеспечивает возможность формирования и учета сдаточных описей судебных дел в архив арбитражного суда, а также актов о выделении дел к уничтожению.
  • Исполнительное производство. ПС СП обеспечивает учет бланков исполнительных листов и изготовленных исполнительных листов, отслеживать их статусы.
  • Ведение классификаторов. ПС СП обеспечивает ведение как общих, так и специфичных классификаторов. Общие классификаторы ведутся только на уровне ВАС РФ и являются едиными для всех арбитражных судов, использующих ПС СП. Специфичные классификаторы ведутся в каждом суде отдельно.
  • Администрирование. ПС СП обеспечивает использование общесистемных настроек, в котором указываются реквизиты суда, опции, используемые при работе функционала подсистемы (например, настройки механизма автоматизированного распределения, настройки для работы с корреспонденцией).

Компоненты решения

ПК САД представляет собой совокупность общесистемных и специализированных программных средств. Система создана на основе интранет-технологий. Вся обработка данных сосредоточена на сервере, что позволяет обеспечить:

  • централизованное управление;
  • требуемую производительность;
  • надёжность хранения информации;
  • эффективность обработки данных и защиту от несанкционированного доступа.

Программный комплекс реализован на базе трехзвенной архитектуры с выделенным сервером баз данных (Oracle DataBase 10g), сервером приложений на основе Microsoft Internet Iinformation Server (IIS) и использованием «тонкого клиента» в виде web-браузера Microsoft Internet Explorer на рабочих местах пользователей.

Арбитражный суд Тюменской области

О суде

Арбитражная система

В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей. В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют арбитражные суде округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Четвертый уровень арбитражных судов

Четвертый уровень представляет Верховный суд Российской Федерации.

Арбитражные суды субъектов РФ

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого АО

О суде

Новости

06.12.2018

Информация о втором этапе конкурса по замещению вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа

Второй этап конкурса по замещению вакантной должности федеральной государственной гражданской службы ведущей группы должностей категории «специалисты» — Консультант отдела бухгалтерского учета и кадрового обеспечения, объявленный 15 ноября 2018 года, состоится 13 декабря 2018 года в 15:30 в здании Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, по адресу: 629008, г. Салехард, ул. Республики д. 102, каб. 418. (кандидатам на участие в конкурсе необходимо иметь при себе документ удостоверяющий личность).

06.12.2018

Информация о несостоявшемся конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа информирует, что объявленный 15 ноября 2018 года конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы – главный специалист отдела бухгалтерского учета и кадрового обеспечения, признан несостоявшимся в связи с отсутствием необходимого количества кандидатов для участия в конкурсе.

05.12.2018

Информация о несостоявшемся конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа информирует, что объявленный 12 ноября 2018 года конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы — старший специалист 3 разряда отдела бухгалтерского учета и кадрового обеспечения (кадровое направление), признан несостоявшимся в связи с отсутствием необходимого количества кандидатов для участия в конкурсе.

Арбитражная система

Первый коммерческий суд в современном понимании этого слова был учрежден в 1808 году в Одессе. До этого момента в России существовали особые суды для торгового сословия, первое упоминание о которых встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Затем особые таможенные суды были учреждены по Новоторговому уставу в 1667 году. Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Первом. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата, а в 1719 году создана Коммерц-коллегия, ведавшая торговыми и вексельными делами.

После учреждения коммерческого суда в Одессе такие суды были созданы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.), Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.) и других городах.

Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде №1 советской власти они были упразднены. Все споры, возникавшие между казенными организациями, предприятиями и учреждениями, решались в административном порядке.

На стадии формирования системы рассмотрения хозяйственных споров законодателем предпринимались попытки реализации идеи непосредственного использования правил и институтов гражданского процесса для регулирования арбитражного производства. Так, постановлением СТО РСФСР от 14 марта 1923 г. были утверждены Правила производства дел в арбитражных комиссиях. В дальнейшем рассмотрение споров органами арбитража осуществлялось по особым правилам, которые имели существенные отличия от гражданского процессуального законодательства. При этом кассационный способ пересмотра и присущая ему процедура не использовались для проверки правильности арбитражных решений. Права сторон арбитражного спора были производны и фактически полностью определялись правом государственной собственности на имущество, находящееся в ведении этих субъектов. Своеобразным подтверждением тому служит сохранение подведомственности судам общей юрисдикции хозяйственных споров с участием колхозов и их объединений, т.е. субъектов явно не государственной собственности.

3 мая 1931 года утверждено Положение о Государственном арбитраже. Определено организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентированы важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений.

По Положению о государственном арбитраже при Совете Министров СССР, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17 января 1974 г. № 60, органы государственного арбитража, начиная с арбитражей при исполкомах краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся, составляли единую систему Госарбитража СССР. Процедура рассмотрения споров в государственных арбитражах позднее была урегулирована Правилами рассмотрения хозяйственных споров, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 5 июля 1980 г. и действовавшими до принятия АПК РФ в 1992 г.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судебная власть в России самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят закон РСФСР «Об арбитражном суде», в соответствии с которым с 1 октября 1991 года система арбитражей была упразднена и заменена арбитражными судами.

В октябре того же года на Первом всероссийском съезде судей был сформирован Совет судей Российской Федерации. Советы судей были сформированы во всех субъектах Российской Федерации. Съезд наметил основные мероприятия по проведению судебно-правовой реформы в стране. Совет судей РФ поставил вопрос о подготовке российского Закона о статусе судей Российской Федерации.

26 июня Верховный Совет Российской Федерации принял Закон о статусе судей Российской Федерации. Впервые в истории отечественного законодательства судебная власть провозглашалась самостоятельной и не зависящей от законодательной и исполнительной власти.

15 января 1992 года Решением V сессии XXI созыва Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области был сформирован Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, избран председатель суда.

Как следует из архивных документов, началом деятельности суда стало 21 января 1992 года, когда к своим обязанностям приступил председатель Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Толстых Валерий Михайлович.

5 мая 1999 года решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации полномочия председателя суда Толстых В.М. прекращены на соновании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с почетным уходом в отставку.

6 августа 1999 года Указом Президента Российской Федерации председателем Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа назначена Акимова Светлана Васильевна.

1 октября 2009 года решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации полномочия председателя суда Акимовой С.В. прекращены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с почетным уходом в отставку.

В почетной отставке в настоящее время находятся судьи Валерий Михайлович Толстых, Светлана Васильевна Акимова, Лариса Петровна Баранова, Вера Георгиевна Ахметова, Светлана Ильинична Губарева, Александр Дмитриевич Холявко, Владимир Станиславович Москвин, Фрид Садриевич Каримов, Ирина Дмитриевна Канева.

31 марта 2010 года Указом Президента Российской Федерации № 390 «О назначении судей арбитражных судов» на должность председателя Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа назначен Слесарев Андрей Алексеевич.

Указом Президента Российской Федерации от 23.05.2016 № 241 Слесарев А.А. снова назначен председателем Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

Заместителем председателя Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа является Крылов Александр Владимирович, назначенный на данную должность Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2015 года № 600 «О назначении судей арбитражных судов».

В настоящее время штатная численность судей составляет 18 человек.

В суде работает 15 судей, включая руководителей суда.

Из них: 1 судья — имеет первый квалификационный класс, 4 судей — второй квалификационный класс, 6 судей — третий квалификационный класс.

Согласно требованиям статьи 40, 41 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в суде созданы две судебной коллегии:

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений в составе следующих судей Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа:

  • Крылов Александр Владимирович
  • Антонова Елена Викторовна
  • Максимова Ольга Викторовна
  • Соколов Сергей Васильевич
  • Чорноба Виталий Викторович
  • Курекова Ольга Владимировна

Судебный состав по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, образован из числа судей, входящих в судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений.

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных правоотношений, состоит из двух судебных составов.

Судебный состав по рассмотрению споров, вытекающих из административных и иных правоотношений, образован из числа судей, входящих в судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных правоотношений:

  • Лисянский Денис Павлович
  • Кустов Александр Владимирович
  • Садретинова Надежда Минулловна

Судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве) образован из числа судей, входящих в судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных правоотношений:

  • Мотовилов Александр Николаевич
  • Беспалов Михаил Борисович
  • Полторацкая Элина Юрьевна
  • Матвеева Наталья Валентиновна
  • Джалцанов Александр Владимирович.

Для разработки мероприятий по совершенствованию организации деятельности суда и формирования единой правоприменительной практики на постоянной основе осуществляет работу президиум Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В состав Президиума суда входят председатель суда, заместитель председателя суда и председатели судебных составов.

С июня 2001 года в суде введена должность помощника судьи. Помощник судьи является федеральным государственным гражданским служащим. Все работающие в Арбитражном суде Ямало-Ненецкого автономного округ помощники судей имеют высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Помощник судьи непосредственно обеспечивает судье помощь в подготовке и организации судебного процесса, готовит заключения по сложным и спорным вопросам применения норм материального и процессуального права.

В Арбитражном суде Ямало-Ненецкого автономного округа работают пятнадцать помощников судей: Джалцанова Б.Н., Осипова Ю.Г., Воробьева В.С., Прутова И.В., Чернуха М.А., Осипова О.А., Серякова О.А., Джанибекова Р.Б., Рахимов Р.М., Данилова С.Х., Худайбердиева Г.А., Инсапова Л.Р., Колчина С.А., Санджиев М.А. (Курмушева Н.Г.)

Руководство деятельностью аппарата арбитражного суда с 1 января 2015 года осуществляет председатель суда.

Организационную деятельность обеспечивает администратор суда.

Большая часть работников имеет высшее юридическое или иное специальное образование, либо совмещает работу с учебой. Существующая структура аппарата суда позволяет оперативно решать текущие задачи, осуществлять контроль над полнотой и правильностью исполнения указаний председателя суда.

2 февраля 2012 года состоялось торжественное открытие административного здания Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенного по улице Республики, дом 102, города Салехард.

Новое здание суда оснащено современными инженерными системами: контроля и управления доступом, охранно-пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, автоматизации и диспетчеризации инженерных систем с применением энергоэффективных технологий, системой бесперебойного питания объекта.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляет отправление правосудия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, является арбитражным судом первой инстанции и составной частью судебной системы Российской Федерации.

Восьмой арбитражный апелляционный суд осуществляет проверку законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, принятых арбитражными судами Омской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа осуществляет проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, принятых действующими на территории Западно-Сибирского округа арбитражными судами девяти субъектов Российской Федерации, входящих в округ: Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Седьмым арбитражным апелляционным судом и Восьмым арбитражным апелляционным судом.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами

Пятый Арбитражный апелляционный суд

О суде

Обзор судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

За 2015 год Пятым арбитражным апелляционным судом рассмотрено 164 дела, связанных с применением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), что составляет 1,8% от общего количества рассмотренных в 2015 году дел (9146).

По результатам рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты по делам, связанным с применением Закона № 44-ФЗ, в 14 случаях судебный акт суда первой инстанции Пятым арбитражным апелляционным судом был отменен, в 11 случаях – судебный акт суда первой инстанции был изменен.

По итогам анализа практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона № 44-ФЗ, определены следующие общие подходы его применения:

1. Изменение и расторжение контракта.

1.1. Соглашение сторон о расторжении контракта не может быть признано недействительным на том основании, что после его заключения подрядчик лишился части оплаты выполненных им работ.

Между муниципальным заказчиком и подрядчиком заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорожного полотна.

После выполнения подрядчиком работ проведены испытания нижнего и верхнего слоя асфальтобетонного покрытия дорожного полотна, протоколами испытаний зафиксировано, что нижний слой полотна соответствует требованиям СНиП и ГОСТ, а верхний слой покрытия дорожного полотна подобным требованиям не соответствует.

Таким образом, по контракту была принята и оплачена только часть объемов работ, соответствующая требованиям СНиП и ГОСТ, после чего между сторонами заключено соглашение о расторжении муниципального контракта.

Позднее, после обращения подрядчика к заказчику с требованием об оплате работ в указанном контрактом объеме и отказа заказчика со ссылкой на расторжение контракта, подрядчик обратился в суд с заявлением о признании недействительным соглашения о расторжении контракта.

Подрядчик представил экспертное заключение о соответствии выполненных работ, работам предусмотренным контрактом.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении иска отказано по следующим основаниям:

В силу пункта 8 статьи 95 Закона №44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Общие последствия достижения сторонами соглашения о расторжении договора предусмотрены в пунктах 2, 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Суды посчитали, что в отсутствие доказательств ненадлежащего выполнения подрядчиком работ при одновременном согласовании в соглашении о расторжении контракта объема выполненных работ, факта их полной оплаты, а также отсутствие у сторон взаимных претензий по условиям исполнения контракта, соглашение является законным и прекращает обязательство сторон по контракту на будущее время.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 N 05АП-7352/2015 по делу N А51-5040/2015).

1.2. Изменение срока и способа оплаты работ по контракту.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление подрядчика о признании недействительным дополнительного соглашения к муниципальному контракту на выполнение строительно-монтажных работ, которым фактически изменен срок оплаты выполненных работ.

Однако суд апелляционной инстанции установил, что стороны контракта предусмотрели возможность заключения такого дополнительного соглашения о внесении изменений в график финансирования выполненных работ при изменении объемов бюджетных ассигнований, что послужило основанием для отмены решения в указанной части.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 N 05АП-9726/2015 по делу N А59-2086/2015).

1.3. Отказ от исполнения контракта не может быть заявлен произвольно, в отсутствие принятия мер к его надлежащему исполнению. Причины отказа заказчика от исполнения контракта должны быть обоснованными.

Так, требование о признании незаконным отказа заказчика от исполнения контракта признано судами обоснованным.

Заказчик, после неоднократной попытки исполнителя сдать ему результаты работ, не принял их, а после приостановления исполнителем оказания услуг, по причине обнаружения независящих от него обстоятельств, заказчик не предпринял меры для дальнейшего исполнения контракта.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 N 05АП-7303/2015 по делу N А59-5337/2014).

1.4. Закон № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень исключительных случаев, на основании которых возможно изменение условий контракта.

Подрядчик, обращаясь в суд с требованием об изменении условий государственного контракта, а именно — о продлении срока выполнения работ, не доказал факт возникновения исключительных обстоятельств, указывающих на допустимость изменения условий контракта по решению суда.

Таким образом, в удовлетворении требований подрядчика судами первой и апелляционной инстанции отказано.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 N 05АП-3759/2015 по делу N А51-34426/2014).

1.5. В случае подтверждения факта ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязанностей по контракту, он может быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Так, в удовлетворении заявления подрядчика о признании отказа заказчика от исполнения контракта незаконным судами отказано, ввиду представления заказчиком доказательств невыполнения работ подрядчиком и выполнения им работ ненадлежащего качества.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 05АП-4083/2015 по делу N А51-541/2015).

1.6. По требованию о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта необходимо установить, имелись ли у него законные основания для такого отказа.

В случае соблюдения подрядчиком условий пункта 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, направления в адрес заказчика уведомления о невозможности приступить к выполнению работ, то есть принятия всех возможных мер для исполнения условий контракта, отказ заказчика от исполнения условий контракта следует признавать недействительным.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 05АП-2733/2015 по делу N А51-36302/2014).

2. Контракт и его условия.

2.1. По требованию заказчика о взыскании с подрядчика пени за несвоевременное выполнение работы, установлению подлежит наличие или отсутствие вины подрядчика, что согласуется со статьей 401 ГК РФ, пунктом 3 статьи 405 ГК РФ.

Так, в удовлетворении требования о взыскании с подрядчика пени суд первой инстанции, а также апелляционный суд отказали, так как причинами несвоевременного выполнения подрядчиком работ, явились непредставление

прошедшего госэкспертизу проекта строительства, обязанность по предоставлению которого возложена контрактом на заказчика работ, а также истечение срока действия договоров безвозмездного срочного пользования земельным участком, что послужило основанием для приостановления работ и возобновления их только после продления сроков договоров арены, что также относилось к обязанностям заказчика.

(Постановление от 13.11.2015 N 05АП-9622/2015 по делу N А51-10387/2015).

Отсутствие вины подрядчика в несвоевременном выполнении работ установлено судами и по другому делу, в связи с чем, во взыскании неустойки отказано.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 N 05АП-4238/2015 по делу N А51-2450/2015).

2.2. Оспаривание условий контракта о порядке расчетов между его сторонами.

Одним из оспариваемых условий контракта устанавливалось право заказчика производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), а другим — право заказчика в одностороннем порядке уменьшить размер оплаты по контракту на сумму начисленной заказчиком неустойки (штрафа, пени).

Отказывая в удовлетворении требований истца суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что оспариваемыми пунктами фактически предусмотрено право заказчика произвести зачет встречных требований о взыскании долга и неустойки, что не противоречит требованиям гражданского законодательства.

Данный подход соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 19.06.2012 N 1394/12.

(Постановление от 13.10.2015 N 05АП-8162/2015 по делу N А59-5808/2014).

2.3. В случае, если по требованию исполнителя о взыскании с заказчика неустойки основанием является ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, взысканию подлежит штраф, определяемый в твердой сумме, а не пени, что предусмотрено частью 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

(Постановление от 17.09.2015 N 05АП-7194/2015 по делу N А51-7194/2015)

3. Заключение контракта по результатам электронного аукциона.

3.1. При заключении контракта на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, как это предусмотрено пунктом 10 статьи 70 Закона №44-ФЗ, подрядчик соглашается именно на такие условия проведения работ.

Так, подрядчик обратился в арбитражный суд с иском к заказчику о признании муниципального контракта недействительным, применении последствий недействительности сделки и взыскании с заказчика неосновательного обогащения.

Обосновывая исковое заявление, подрядчик указал, что после подписания контракта, при фактическом визуальном осмотре объекта, подлежащего ремонту, были выявлены несоответствия состояния территории локальному сметному расчету, а также эскизной схемы труб водоснабжения существующим коммуникациям водовода. В подтверждение невозможности проведения капитального ремонта водовода без проекта, в материалы дела представлено заключение независимой экспертизы.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции и, поддерживая его позицию, суд апелляционной инстанции исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 10 статьи 70 Закона №44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем.

Суды отнеслись критически к экспертному заключению подрядчика, поскольку заказчиком был представлен акт экспертизы, свидетельствующий о возможности выполнения работ по контракту без проекта. Иных доказательств, свидетельствующих о несоответствии объекта капитального строительства и локального сметного расчета требованиям технической документации, или о наличии других недостатков, влияющих на невозможность исполнения подрядчиком обязательств по муниципальному контракту без проекта, представлено не было.

При таких обстоятельствах, учитывая, что участие подрядчика в аукционе свидетельствует о том, что им были приняты все условия аукциона, в том числе, требования технической документации, в удовлетворении требования отказано.

(Постановление от 26.11.2015 N 05АП-9989/2015 по делу N А51-13513/2015).

3.2. Требование подрядчика о понуждении заказчика к заключению контракта с учетом протокола разногласий, суд первой инстанции и апелляционный суд посчитали подлежащим удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

По результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме заказчик не направил победителю проект муниципального контракта, в связи с чем был признан нарушившим законодательство о размещении заказов в части ненаправления проекта муниципального контракта для его подписания. Заказчику компетентным органом было выдано предписание с требованием направить победителю аукциона заполненный проект муниципального контракта и продолжить процедуру заключения муниципального контракта.

К моменту направления победителю аукциона проекта муниципального контракта истек срок его исполнения, в связи с чем заказчику был направлен протокол разногласий к контракту, касающийся изменения срока выполнения работ по контракту, который заказчиком в установленные сроки также рассмотрен не был, что и послужило основанием для предъявления победителем торгов иска о понуждении к заключению контракта с измененным сроком.

Учитывая, что заказчик не воспользовался правом, предоставленным ему статьей 36 Закона №44-ФЗ, согласно которой заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а также установленную вину заказчика в своевременном ненаправлении проекта муниципального контракта, требования были удовлетворены.

(Постановление от 29.10.2015 N 05АП-8083/2015 по делу N А59-5463/2014).

Арбитражный суд Оренбургской области

О суде

Новости

03.12.2018

Коллектив Арбитражного суда поздравляет с «Днём юриста»!

21.11.2018

В Арбитражном суде Оренбургской области состоялось собрание по случаю вручения служебного удостоверения судье Д.В. Телепову.

21.11.2018

Коллектив Арбитражного суда Оренбургской области поздравляет с «Днём работника налоговых органов Российской Федерации».

Арбитражная система Российской Федерации

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области;
(пп. 9 в ред. Федерального конституционного закона от 25.03.2004 N 2-ФКЗ)

Арбитражный апелляционный суд:

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Федеральные арбитражные суды округов

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. В полномочия Федерального арбитражного суда округа входит:

проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях; — пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Общее количество федеральных арбитражных судов -10.

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган Российской Федерации. Расположен в бывшем здании Верховного Суда СССР в Москве. Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, когда он был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом Российской Федерации, подписавшим 5 февраля 2014 года Закон № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

На основании этого Закона произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации в новый орган, являющийся их правопреемником, — Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции. Согласно статье 22 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург, однако это положение вступает в силу с даты начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в этом городе, которая устанавливается Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации. До наступления указанной даты Верховный Суд Российской Федерации осуществляет свои полномочия в городе Москве.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о